Хатха йога.

хатхаНачнем с одного из самых распространенных и, можно сказать, самых зрелищных видов йоги, с хатха йоги. Действительно, когда люди говорят про йогу, чаще всего все представляют асаны хатха йоги. Почему она так популярна сегодня? Рассмотрим для начала физический аспект хатха йоги: что она дает нашему телу, и в чем преимущество хатха йоги перед другими физическими практиками. Темп жизни современного человека становится все быстрее, и человек находится в постоянном умственном и эмоциональном напряжении. Кроме того, многие люди ведут малоподвижный образ жизни: на работе большую часть времени человек сидит за компьютером, сидит или стоит в транспорте, сидит дома перед телевизором. У многих людей возникает потребность в физической активности, и человек идет заниматься спортом, чтобы вытеснить умственное напряжение физическим. От этого, безусловно, есть польза, но спортивный подход, как правило, не учит расслаблению. Это замена одного вида усилия на другое. Подход йоги к работе с нашим телом существенно отличается от спорта. 

В хатха йоге предлагается работать с физическим телом посредством статических упражнений, или асан, которых существует огромное количество. Спор о том, какая поза принадлежит йоге, а какая – нет – изначально лишен смысла, потому что делая одну позу не так, как она задумывалась, вы автоматически делаете другую позу йоги. В современную эпоху актуальны 80-90 основных поз. Если же вы чувствуете потребность в каких-то дополнительных позах, которые не входят в число актуальных, то можете подобрать их себе из миллиарда известных асан. Названия очень многих поз не сохранились, а те, что сохранились, в разных школах йоги могут обозначать разные положения тела. Для достижения результата в йоге самое важное - это не что делать, а как делать. В школе йоги традиции Анандасвами различают два диаметрально противоположных подхода в выполнении любых практик любых йог: метод энергии (материнский) и метод сознания (отцовский) и на пересечении двух этих методов достигается совершенство в йоге - гармония. Если человек начинает заниматься самостоятельно и не обладает этой информацией, то он, как правило, делает одни и те же ошибки и мы можем наблюдать либо перекос в сторону методов Энергии, либо – в сторону методов Сознания. Подход метода энергии заключается в том, что нас призывают приблизительно принять позу, расслабиться в этом положении и ждать, пока проснувшаяся энергия изогнет тело так, как надо. Метод сознания - диаметрально противоположный, в нем нас призывают внутренним взором увидеть себя совершенным йогом и начинать с усилием принимать ту позу, которую мы увидели, а если тело не подчинятся, то мы его “по-хорошему” заставляем. В любом случае, когда вы будете делать упражнения Хатха йоги как методом Энергии так и методом Сознания, вы должны чувствовать радость либо от выполнения упражнения, либо от преодоления себя. Если радости нет, а есть мучения, то это уже не йога. Вы овладеете Хатха йогой только тогда, когда сумеете гармонично сочетать в упражнениях и метод энергии, и метод сознания, или, другими словами, метод расслабления и метод усилия. В древних текстах говорится: “Для того, чтобы родился ребенок, нужны мама и папа, а для того, чтобы родился совершенный Хатха йог или йогиня, нужны материнские методы энергии и отцовские методы сознания”.

Начинать изучение хатха йоги лучше всего с преподавателем. Вначале под руководством преподавателя, затем самостоятельно, вы начнете чувствовать, как вам сочетать эти два метода, чтобы получить максимальное удовольствие и результат от позы. Со временем вы будете лучше ощущать свое тело, его истинные потребности. Регулярно практикуя хатха йогу, человек начинает лучше чувствовать от какой еды ему хорошо, от какой плохо, сколько времени ему нужно на сон, и постепенно приходит к более здоровому и гармоничному образу жизни. Кроме того, вы станете применять методы энергии и сознания и в других областях вашей жизни: в учебе, работе. Таким образом, ваша жизнь становится более осознанной, или, пользуясь терминами физики, у человека повышается КПД – коэффициент полезного действия.

Прелесть Хатха йоги заключается в том, что независимо от того, знаете вы или нет теоретическую основу - аксиоматику йоги, вы будете получать положительный результат. Выполняя практические упражнения хатха йоги, мы работаем с нашим позвоночником, и, практически, со всеми мышцами нашего тела. Так постепенно мы приобретаем физическое здоровье, но важно помнить, что йога не лечит от болезней, а действует как профилактика. Мы учимся расслабляться, избавляемся от стрессов, и приобретаем психическое здоровье.  Согласно учению йоги, помимо нашего физического тела, у нас есть еще тонкое и причинное тела, которые сделаны из очень тонкой материи. Все эти три тела не пересекаются друг с другом, а соединены посредством праны, которая пронизывает и тем самым связывает их. Поэтому, воздействуя на грубое тело той или иной позой Хатха йоги, мы посредством праны воздействуем и на тонкое и на причинное тела, это объясняет почему эффект хатха йоги не ограничивается только физическим уровнем, а простирается также на способности, связанные с тонким телом - при регулярных занятиях Хатха йогой человек становится более уравновешенным, развивается интеллектуально, совершенствует свой разум. Воздействуя на грубое, мы получаем эффект на тонком, именно поэтому хатха йога - это фундамент для практики высших йог, и без овладения хатха йогой вы не добьетесь результатов ни в медитативных практиках, ни в сексуальных, ни в каких-либо еще. В то же время хатха йога – это самодостаточный вид йоги. Регулярное выполнение Хатха йоги будет настраивать ваш разум на переоткрытие и осознание знаний йоги, это также одна из причин, по которой именно Хатха йога сохранилась наиболее полно. Постоянно и честно занимаясь одной только хатха йогой, и даже не зная ни о каких других видах, вы со временем можете дойти до конечной цели йоги – просветления. В этом состоянии йогин полностью постигает свою истинную природу и природу окружающего мира, выходит из круговорота рождения и смерти, достигает абсолютной свободы и пребывает в состоянии высочайшего наслаждения.

Учиться хатха йоге лучше всего в зале с преподавателем, и затем составить для себя комплекс упражнений для домашней практики. Достаточно выбрать 5-7 любимых асан, тех, которые вдохновляют больше всего. Асаны должны компенсировать друг друга: если мы делаем наклон вперед, то после этого желательно выполнить прогиб назад, скручиваемся вправо, затем скручиваемся влево. Хорошо будет добавить к комплексу одну асану на равновесие, одну перевернутую асану, и можно еще одну силовую позу, или более сложную, которую вы хотите научиться выполнять. Для ежедневной практики хорошо подходит йога простирания. Это вариант выполнения хатха йоги, в котором асаны идут друг за другом в определенной последовательности, очень мощная и полезная практика. Само название «йога простирания» означает поклон или поклонение Абсолюту. Эта практика представляет собой развернутый вариант поклона. Конечно, в наклоне присутствует тот фактор, что у вас и давление изменяется, мышцы одни сжимаются, а другие расслабляются, все это может способствовать изменению эмоционального фона. Мы видим эту устойчивую традицию в самых разных традициях, люди так или иначе начинают проявлять тот или иной культ, через вполне конкретные повторяющиеся действия, движения. Рано или поздно мы можем заметить, что эти движения одни и те же и что они задевают одни и те же эмоциональные струнки. Например, если мы вынуждены наклоняться, то мы вынуждены преодолевать свой эгоизм, свое нежелание что-либо делать. Или наоборот если мы демонстрируем высокомерие, мы никому не кланяемся, смотрим на всех свысока. Связка между положением тела, эмоциональными реакциями и нашим отношением к самим себе, к окружающим, к каким-то состояниям очень ценна в работе над собой. Сокращенные варианты йоги простирания называются Сурья Намаскар – приветствие Солнцу и Чандра Намаскар – приветствие Луне. Это достаточно распространенные комплексы, в том числе и на западе. В отличие от Сурья Намаскар и Чандра Намаскар, в йоге простирания не делается акцент на дыхании. Этот комплекс можно выполнять быстро, можно медленно, можно зависать в некоторых положениях более длительное время – как будет наиболее приятно. Самое главное – ощущение гармонии во время практики.

Если на начальных этапах изучения хатха йоги нет возможности заниматься с преподавателем, то овладевать упражнениями Хатха йоги можно и самостоятельно, потому что, при условии соблюдения здравого смысла, это относительно безопасная йога.

Крия йога.

крияНаше физическое тело, кроме статических упражнений, может совершать и динамические движения, более того, в самом устройстве нашего тела заложена потребность в выполнении определенного количества движений в день, но современная жизнь, проходящая все больше за компьютерами в сидячем положении, не позволяет набирать это количество движений. Крия йога была придумана древними мудрецами, проводивших долгие часы в медитации, чтобы компенсировать недостающие движения и даже накопить их запас - группы циклических движений составляют основу крия йоги и называются “кругами крии”. В отличие от хатха йоги, в крия йоге все движения выполняются в строгой последовательности. Прежде чем научиться читать, мы изучаем алфавит, подобно этому, чтобы овладеть крия йогой, мы должны изучить некий алфавит движений, и только когда он изучен, можно переходить к составлению слов - компоновать свои последовательности. Но даже люди, давно занимающиеся крия йогой, редко меняют эту последовательность: крия йога хороша тем, что выполняется автоматически, человек не задумывается о том, какая крия будет следующей - тело само помнит порядок движений. Последовательность крий подобрана таким образом, чтобы переход из одной крии в другую был легкий и не отвлекал разум. Когда мы, как по лабиринту, идем в глубины самого себя, то надо где-то повернуть налево, где-то направо и тогда выйдешь к цели, а если идти всё время прямо, то упрешься в тупик. Крия йога – это путь, который проводит нас через лабиринт грубого, тонкого и тончайшего тел к нашему подсознанию.

Крия йогу тоже можно изучать самостоятельно, но так же, как и при изучении Хатха йоги, высока вероятность возникновения перекоса: человек не всегда понимает, как именно нужно выполнять упражнения. Бытует мнение, что чем сильнее растягивать мышцы или напрягать их, тем быстрее и лучше будет результат. Это заблуждение, потому что самое главное в Крия йоге – это состояние гармонии во время выполнения крий, когда вы попадаете в резонанс между грубым, тонким и тончайшим телами. Если во время выполнения Крия йоги возникает головокружение, боль, тошнота, то мы будем концентрироваться на этих телесных, грубых ощущениях и пропустим тонкие, а в Крия йоге, несмотря на то, что она, как и Хатха йога, использует физические возможности тела, упор делается не столько на физические ощущения, сколько на внутренние. Наша задача во время выполнения – научиться чувствовать свой собственный ритм. Он может быть разным от занятия к занятию, и даже в течение одной практики он может меняться: одни крии вам будет гармонично выполнять быстро и энергично, другие – медленно и созерцательно. Так же, как при практике хатха йоги, со временем вы научитесь переносить опыт от занятий  и чувствовать свой ритм и в других сферах жизни. Важно ощущение, когда делаешь и хочется продолжать, и для того, чтобы понять эти положения, крайне желательно хотя бы несколько занятий провести в присутствии преподавателя йоги. 

Цель крия йоги, как и любой другой – самопознание, иногда ее также называют динамической медитацией. В крия йоге делается упор на то, чтобы человек вовлекся во внутренние ощущения, а ритмичные движения должны лишь создавать некий фон для перехода в свой внутренний мир. Начинают появляться мысли, мы концентрируемся на них и забываем про физическое тело, потом, если все идет гармонично, исчезают и мысли - мы подходим к причинному уровню. Этот уровень дает сильные эйфорические состояния, потому что высвобождается прана, которая действует, как самое сильное экстатическое средство. Это совершенно чудесное состояние, когда человек постепенно разотождествляется со своими структурами и доходит до своего высшего Я с чистой праной. Вы облекаете в облако праны все те острые моменты, которые на вас давят, вы отстраняетесь, а, отстранившись, очень легко их перестраиваете.  

Крия и хатха йога прекрасно дополняют друг друга, например, если вам тяжело начинать сразу выполнять Хатха йогу, начните делать движения Крия йоги, и постепенно подведете свое тело к Хатха йоге, ведь крайние положения крий – это и есть позы Хатха йоги. Крия йога не является опасной, если мы доверяем внутренней гармонии и применяем здравый смысл. 

Пранаяма йога.

пранаямаВсе мы наделены способностью дышать. Более того, дыхание – это индикатор нашего внутреннего состояния: если мы спокойны - и дыхание спокойное, если мы встревожены - дыхание прерывистое. С дыханием работает пранаяма йога, которую к сожалению, современные интерпретаторы сводят всего лишь к процедурам по очищению легких, хотя на самом деле это учение намного грандиознее и обладает очень глубоким воздействием. 

Прана поддерживает в телах жизнь, если праны нет, тело мгновенно умирает. Дыхательные движения вырабатывают некий нервный импульс, передающийся с грубого тела на тонкие структуры, далее происходит обращение к источнику праны, которая поступает к нам в обратном порядке. Таким образом, дыхательные движения нам нужны не только для того, чтобы выдохнуть углекислый газ и вдохнуть кислород, а также для того, чтобы запустить очень тонкий и не очевидный механизм привлечения праны. Наука Пранаяма йоги исследует возможности привлечения праны и управления ею, посредством нашего дыхания. Прана – это инструмент, которым обладает наше Я, это та жизненность, которая в дальнейшем проявляется через наши тела как энергия и как сознание. Иногда понятие праны сводят к энергии, это не совсем правильно - прана может проявиться в вас и как энергия, и как сознание, она универсальна и всегда будет проявляться так, как нужно. Чтобы трансформировать свое тело, очистить каналы, заставить работать центры, раскрыть возможности, нужен излишек праны, и получить его мы как раз и можем, занимаясь пранаяма йогой. 

Пранаяма йога дает сильный эффект за короткое время, но она достаточно опасна: овладеть ей самостоятельно возможно, но крайне тяжело, потому что существует множество не очевидных моментов, которые сводят на «нет» всю практику. Например, перед практикой Пранаяма йоги крайне желательно выполнить очистительные техники, соблюдать диету, быть избирательным в общении, найти место, где можно уединиться. Ну и наконец, главная трудность заключается в том, что найти высококвалифицированного инструктора Пранаяма йоги очень сложно - это очень тонкая и не очевидная наука. Начинать занятия пранаямой желательно с 5-10 минут в день. Важно помнить, что результат достигается не за счет интенсивности практики или глубины вдохов и выдохов, а только за счет того, насколько мы сможем попасть в резонанс со своим внутренним состоянием во время практики и ощутить гармонию во время выполнения. Лучше всего заниматься на свежем воздухе, в крайнем случае – на балконе или в хорошо проветренном помещении. Если же в какой-то период вы решили усилить практику, например, вы уехали отдыхать на природу, то проводить практику желательно несколько раз в день небольшими порциями, и очень внимательно отслеживать свое состояние. После практики пранаяма йоги обязательно нужен отдых, даже, если вы позанимались всего пару минут. Если в Хатха и Крия йоге ключевое слово – гармония, то в Пранаяма йоге – это гармония, помноженная на гармонию. 

Мантра йога.

мантраМантра йога напротив, является, пожалуй, самой безопасной йогой, и овладевать ей можно самостоятельно. Этот раздел йоги является одним из самых труднообъясняемых в теории, она работает неочевидным образом, но она очень проста на практике. Заниматься мантра йогой может практически любой человек без ограничений по возрасту или физическому состоянию. Большинство из нас способны разговаривать, но на самом деле процесс речи совсем не такой простой: он напрямую связан с процессом мыслеобразования, а процесс мыслеобразования напрямую связан с тем, что называется энергия Кундалини. Мантра йога изучает проявление энергии Кундалини через вибрации слова и мысли. Существует методика произношения определенных слов с применением заложенной в нас энергии кундалини, которая по мнению древних трактатов творит чудеса - вы произносите определенную мантру и получаете совершенно неожиданный эффект. Мантра йога дает нам многое: во-первых, мы избавляемся от внутренних зажимов, приобретаем красивый голос. Нас начинают слушать, мы становимся более харизматичными. Мы постепенно избавляемся от мыслей, уводящих наше внимание в разные стороны, и забирающих нашу прану. Многие мантры имеют определенное направленное действие: устраняют препятствия, привлекают противоположный пол, избавляют от недугов. Западные люди иногда с недоверием относятся к мантра йоге, потому, что не понимают, как она работает. В эффекте от этой йоги вы можете убедиться, только практикуя мантры, и когда вы получите хоть малейший результат, ваша вера в мантра йогу окрепнет. 

Практиковать мантры можно громко вслух, еле слышно и про себя. Считается, что еле слышное произнесение дает в 10 раз более мощный результат, чем произнесение вслух, а чтение мантр про себя – в 10 раз более мощный, чем когда мы читаем еле слышно. Но начинать рекомендуется с произнесения вслух, это поможет нам научиться концентрироваться на звучании мантры, и затем мы сможем его воспроизвести еле слышно и мысленно.

Различают мантры энергии, сознания и имен. В мантрах энергии самое важное – звучание, перевод при этом  вы можете и не знать, в мантрах сознания, наоборот, смысл, их желательно практиковать на понятном вам языке. Мантры имен – это те мантры, в которых в сбалансированном виде присутствуют и энергия, и сознание. Произнося мантры имен, мы повторяем имя Абсолюта или божеств, олицетворяющих определенные аспекты Абсолюта, сосредотачиваясь на которых, мы приобретаем те или иные качества. 

Мантра йога тесно связана с янтра йогой, нада йогой, кундалини йогой.

Карма йога.

Большинство людей на Земле работают, этот факт обусловлен кармой и изучается карма йогой. Следует помнить, что работа – это не проклятие, а великий шанс. 

Все из вас, наверное, слышали слово карма. Это закон причины и следствия, или, иными словами, что посеешь, то и пожнешь. Все, что мы сейчас имеем в нашей жизни, нравится оно нам, или нет, обусловлено нашими действиями в прошлом. Наша задача на первоначальном этапе - избавиться от отрицательной кармы и накопить положительную, и тот факт, что Вселенная дарит нам возможность заниматься какой-нибудь деятельностью (даже той, которую мы не любим) - это возможность нейтрализовать отрицательную карму, накопить положительную, а в дальнейшем подняться над плоскостью кармы. Йогина, который вышел из поля действия кармы, называют свободным. Поэтому работа, которой мы сейчас занимаемся - это великий шанс: во-первых, работа позволяет нам подняться в духовном развитии, а во-вторых, устранить все негативные кармические последствия предыдущих действий. Любую работу, чем бы вы ни занимались, можно обратить в йогу, и карма йога учит нас этому. Согласно учению этой йоги, различают три уровня работников: работник первого самого низкого уровня работает из-за страха; работник второго уровня – из-за награждения; работник третьего, высшего уровня трудится не из-за страха или награждения, а потому что находит удовольствие в самом процессе работы. Скорее всего, каждому должно быть знакомо это состояние. Когда мы занимаемся любимым хобби, или когда мы хотим сделать сюрприз кому-нибудь из своих близких, мы можем потратить много времени и сил, но мы не чувствуем усталости, а скорее – радость, вдохновение. Часто одну работу мы считаем интересной, престижной, вдохновляющей, а другую работу мы не любим, считаем скучной. Карма йога говорит нам, что нет неинтересной работы. Чем больше мы концентрируемся на той или иной деятельности, тем больше она нам раскрывается, увлекает. Мы начинаем подходить к работе творчески что бы мы ни делали: пишем ли мы картины, считаем зарплату или моем полы.  Таким образом, работая без страха и без ожиданий вознаграждения, мы уничтожаем отрицательную карму и отказываемся от своей положительной кармы, т.е. выходим на внекармический уровень. 

Карма йога - абсолютно безопасная, если человек умеет отдыхать. Сначала вы выполняете ту часть работы, которая зависит от вас, а потом надо уметь дать шанс Высшим силам сделать свою часть работы - важно работу чередовать с отдыхом. Овладевать Карма йогой можно самостоятельно, но, как ни странно, в карма йоге как нигде нужен учитель. По одной причине - человек часто не может представить себе, что можно работать в радость, как правило, наше окружение убеждает нас в том, что работа означает рабство. Но, когда ты попадаешь под начало человека, который умеет работать, согласно Карма йоге, ты пропитываешься этим импульсом и автоматически начинаешь работать также. 

Артха йога.

В йоге считается, что все наши стремления можно свести к четырем основным целям. Это дхарма - поиск нашего жизненного пути, артха – преуспевание и эффективное прохождение нашего жизненного пути, кама – получение наслаждения на нашем духовном пути и мокша – духовное освобождение. 

У всех из нас разная работа. Карма йога учит нас, что любую нашу деятельность можно превратить в йогу и не бывает неинтересной работы. Но одна работа оплачивается не очень высоко, другая – гораздо выше. Когда мы работаем на кого-то, это одна ситуация: мы имеем более или менее стабильный средний доход, но зависим от работодателя. Если мы открываем свое дело, то наш доход и значительно возрастает, но вместе с этим увеличивается и ответственность. В каждой ситуации есть свои плюсы и минусы. Артха йога учит нас, как идти по нашему жизненному пути, чтобы мы не только получали удовольствие от любой нашей деятельности, но и преуспевали на этом пути. 

Многие люди считают, что финансовое преуспевание, «зарабатывание денег» не совместимы с духовным развитием. Но, как учит нас йога, важно не что мы делаем, а как мы это делаем и какая у нас мотивация. Нашей мотивацией должно быть служение другим людям. Следуя пути артха йоги, мы должны соблюдать три принципа йоги: принцип непричинения вреда, принцип логичности и эффективности и принцип отказа от страданий и помощи всем живым существам в избавлении от страданий. Таким образом, предпринимательскую деятельность, ведение своего бизнеса тоже можно превратить в духовную практику. Артха йога дает методы, как воплотить это в жизнь. Кроме того, мы должны помнить, что под богатством не обязательно подразумеваются деньги. Богатство может быть духовным, как говорится в пословице: не имей сто рублей, а имей сто друзей. Практика артха йоги, как и любой другой йоги, направлена на то, чтобы расширить нашу свободу. Артха йога учит нас, что расширяя свободу других, мы тем самым расширяем свою свободу. Если мы решили идти путем артха йоги, мы должны думать, как мы можем сделать других хоть немного свободнее. Когда мы можем быть полезны другим людям, Вселенная найдет способ отблагодарить нас. 

Раджа йога.

В нашем мире существует понятие - “власть”, которая может быть и над собой, и над другими людьми, и даже над обстоятельствами. Понятие власти и все, что с ней связано, изучает Раджа йога. Название «раджа йога» происходит от индийского слова Раджа, что означает князь, король. Название этой йоги можно перевести как королевская йога или йога для королей, правителей. 

Как говорилось в разделах о карма и артха йоге, любую нашу деятельность можно использовать для духовного роста, в том числе и власть. Часто в нашей культуре у людей бывает негативное отношение к власти – такое противопоставление злого начальника и честного хорошего подчиненного. Но во Вселенной, как учит нас йога, нет ничего однозначно положительного или отрицательного, есть лишь уместное и неуместное. Иногда мы применяем власть сами, иногда подчиняемся чьей-то власти - понятие иерархии во Вселенной достаточно сложное и не очевидное, но оно существует, и если нет власти, начинается развал. Во Вселенной существует некая структура подчиненности: например, каждая клетка нашего тела – живое существо от нас независимое, которое прекрасно может жить и в пробирке, но оно принимает нашу власть и работает на нас. Выполняя какие-то функции для нашего тела, взамен клетка получает возможность очень быстро развиваться, и в следующей жизни душа этой клетки может поселиться в более сложный отдельный организм. Ну а если клеточки вашего тела откажутся подчиняться вам, наступит смерть. Настоящая власть возможна только в случае, если в обмен на подчинение вы будете давать возможность духовно расти, что, несомненно, более ценно, чем быть вечно свободным одноклеточным. Такая пирамида наблюдается не только на уровне живого организма, но и на уровне страны: задача президента должна заключаться не столько в удваивании ВВП и других показателей, сколько в обеспечении беспрепятственного духовного развития каждого индивида, а индивид, в свою очередь, сам справится со всеми поставленными задачами. В этом высший смысл власти. 

Наука Раджа йоги или управленческой йоги учит развивать в себе умение управлять собой и людьми. Но подчинять себе кого-либо вы научитесь только тогда, когда научитесь сами подчиняться - только тот способен управлять окружающими, кто способен управлять собой. Для этого мы должны поставить под контроль свои проявления: свое тело, чувства, разум. Раджа йога дает нам методы как этого достичь.

Власть легко получить, но очень трудно удержать. Раджа йога учит нас правильному использованию харизмы, умению располагать к себе людей и правильно использовать свое влияния на них. Как правило, сильные политики и управленцы обладают этими способностями от природы, но, согласно учению йоги, если человек чем-то обладает в этой жизни, значит, он много времени потратил в прошлой жизни, чтобы это получить. Если проанализировать что отличает человека, способного повести за собой, от человека не способного, одним из основных качеств будет воля. Про настоящего лидера обычно говорят: это волевой, сильный человек. Йога говорит, что каждый человек обладает безграничной волей, но надо научиться раскрывать ее. Для этого дается метод «наметил – сделал». На первый взгляд кажется очень просто, но этот метод из раджа йоги используют все люди, которые достигли по-настоящему больших высот. Когда мы ставим себе цель, пусть даже самую маленькую, но во что бы то ни стало исполняем ее, мы раскрываем свою волю чуть больше. Если вы будете выполнять определенные упражнения, то даже в течении одной жизни сможете развить в себе эти способности. Овладевать Раджа йогой можно самостоятельно, но если вы еще не обладаете высшим духовным знанием, есть опасность, что вас унесет в худшую из сторон власти, поэтому, как и в других йогах важно помнить и соблюдать три принципа йоги: принцип не причинения вреда, принцип здравого смысла и принцип отказа от страданий и помощи всем живым существам.

Джнана йога.

Следующие два вида йоги, джнана йога и бхакти йога, близки по сути, но используют совершенно противоположные методы познания нашего мира. Одни люди воспринимают мир через разум, у них аналитический склад ума, хорошо отточена логика, им будет близок подход джнана йоги. Другие воспринимают мир через чувства, интуицию – это подход бхакти йоги.

Джнана йога – йога интеллекта. Мы, люди, обладаем способностью думать, размышлять, задавать вопросы, отвечать на них - мы имеем в своем распоряжении разум. Наш разум – это не принципиально новое изобретение, а всего лишь использование одного из основополагающих универсальных принципов во Вселенной, который был создан одним из первых - принципом разума. Плоскость логики и интеллекта находится на высоком уровне, но есть высший уровень – сверхинтеллекта, высшей духовной интуиции, который открывается не раньше, чем мы отработаем уровень интеллекта. Наша задача - пройти определенный этап жизни, используя принцип разума, оттачивая свое умение в пользовании им и развивая интеллектуальные способности. Йога, которая использует нашу способность размышлять и пытается посредством логики разобраться во всех вопросах устройства Вселенной – Джнана йога (санскр. «путь знания»).

Напомним, что йога – это система самопознания. Цель йоги – познание нашей истинной природы и природы окружающего нас мира. Тем не менее, в йоге утверждается, что все знание об этом мире заложено в нас самих. Мы не всегда можем воспользоваться этим знанием, так как наше Я подвержено воздействию Майи, такого интересного свойства нашего мира, которое заставляет что-то одно казаться чем-то другим. Поэтому мы не ощущаем природу нашего Высшего Я, обладающего всезнанием и всемогуществом, а считаем себя мужчинами или женщинами, в чем-то слабыми, в чем-то сильными. Как же нам раскрыть «внутреннее знание», которое в нас заложено? Для этого нам нужно «внешнее знание», которое мы где-то услышим или прочитаем. Оно как ключ от замка поможет нам раскрыть наше «внутреннее знание». Иногда нам достаточно услышать внешнюю информацию, и мы сразу же ей верим, у нас не возникает сомнений в ее истинности. Например, что есть поганки опасно для жизни. Проверять никто не станет. Иногда, мы получаем внешнюю информацию, анализируем ее, сопоставляем с другими, известными нам фактами, и, если не возникает никаких противоречий, то мы принимаем это внешнее знание для себя, и оно становится нашим внутренним. Например, мы изучаем физику, и узнаем новую формулу. Когда мы используем эту формулу в сочетании с другими, известными нам ранее, и получаем правильный результат, мы убеждаемся в верности этой формулы. То есть, мы проделываем мысленный эксперимент с новым знанием, пропускаем его через себя, и, убедившись в его истинности, переоткрываем для себя частичку заложенного в нас знания. Часто же мысленного эксперимента не достаточно, и мы должны переоткрыть знание на личном опыте. Например, мы учимся водить автомобиль. Инструктор объяснил нам, как включить зажигание, на какие педали, в какой последовательности нажать, как переключить скорость, то есть передал нам «внешнее знание». Но мы должны на своем опыте прочувствовать с какой силой и скоростью нажать, чтобы машина поехала, и только тогда мы сможем сказать: я знаю, как водить машину.

Джнана йога дает нам «внешнее знание» об устройстве нашего мира. Это аксиоматика йоги, или фундаментальная базовая теория йоги, и учит как переоткрыть его для себя. В нашей школе Открытой йоги есть анекдот о приобретении знаний, который хорошо отражает суть джнана йоги. В нем говорится, что сперва мы должны волеизъявить получить знание. Затем услышать его. Затем зазубрить это знание и размышлять о нем, практиковать самому, обсуждать с единомышленниками. Вы должны передавать это знание другим. И тогда, может быть, оно до вас дойдет.

Джнана йога прекрасно помогает нам отточить наш разум. Но существует предупреждение: «Не позволяйте разуму управлять вами». К сожалению, у разума есть обратная сторона – если он неподвластен нам, то он начинает нами управлять, принося сильные мучения. Интеллектуально развитый человек страдает много больше в жизни, чем недалекий, который не осознает многих проблем. Поэтому мало развить разум, необходимо научиться контролировать его. Если вы не научитесь отключать свой разум, вы не проникните в высшие духовные сферы: разум вам будет одинаково доказывать, что Бог есть и Бога нет, он в принципе не в состоянии разобраться в этих вопросах. Более того, разум склонен смотреть на все в более пессимистичном виде. Джнана йога опасна тем, что сильный словно монстр, но не подконтрольный разум, будет мучить в первую очередь нас самих. Когда разум работает, он работает на вас, но когда он бездельничает, он будет разрушать вас изнутри, поэтому надо уметь его контролировать. 

Бхакти йога.

Следующая наша способность - это способность эстетически воспринимать мир. Бхакти йога учит нас, что все, что мы считаем красивым - это проявление некоего Высшего Принципа (можно называть его Абсолютом, Богом, как угодно). Наше внимание тянется туда, где мы улавливаем это Высшее, и мы испытываем отвращение к тому, где мы Высшего не видим. Бхакти йога призывает нас к чувственному постижению мира, она говорит о том, что поиск и созерцание красивого – само по себе йога, и учит нас общаться с Высшим напрямую, без посредников.

Такое восприятие мира, как правило, присуще творческим людям: поэтам, художникам, композиторам. Они интуитивно получают знания об этом мире, и такой способ познания гораздо быстрее, чем через интеллект и логику. Однако слепое доверие чувствам таит в себе опасность ошибки. Поэтому мы должны учиться с одной стороны доверять чувствам, а с другой – проверять их при помощи логики. Логика не сможет разрушить проявления высшей интуиции, но поможет отсеять проявления нелогичности, например, когда мы следуем приметам и суевериям.

Для одних людей доверие к окружающему миру и доверие чувствам очень естественно. Другие же привыкли полагаться исключительно на себя, у них хорошо отточено логическое мышление, они планируют свою жизнь на несколько шагов вперед. Но в жизни этих людей все равно случаются ситуации, которые они не могут проконтролировать, и это вызывает у человека сильный дискомфорт. Таким людям методы бхакти йоги тоже могут очень сильно помочь. Человек может ВОЛЕИЗЪЯВИТЬ наличие Абсолюта в своей жизни, и учиться ему доверять, как когда-то он доверял своим родителям, когда был маленьким и не мог о себе позаботиться самостоятельно.

Если мы настраиваем свое сознание на Высшее, оно словно поглощает нас, и мы учимся с ним разговаривать, целью жизни бхакти йогина становится служение этому прекрасному. Чем больше мы направляем нашу энергию и сознание, или, в данном случае, мысли и чувства на Абсолют, тем быстрее мы откроем канал к нему. При том эмоции мы можем направлять совершенно любые, все равно это приведет к нужному результату. Бхакти йог начинает видеть Высшее за разными людьми, явлениями окружающего нас мира, красотой природы. Кому-то Абсолют открывается через возлюбленного, кому-то через детей, кому-то через Бога. Но есть в этой йоге и одна опасность – это фанатизм. Если вам открылось Высшее в чем-то одном, то вы можете, по недоразумению, начать считать, что только так оно и может открываться, а все остальное будете считать грязным и некрасивым. На этом построены все религиозные склоки. Есть такая поговорка: “человек придумал Бога” - в том смысле, что придумывая образ Бога, мы берем за основу самого себя, со всеми своими достоинствами и недостатками и предельно увеличиваем все качества. Йога ни «за», ни «против» религий. Она дополняет их, и говорит, что если вам открылось Высшее через религию - очень хорошо, если через что-то другое – тоже хорошо. 

Созерцая прекрасное, вы забываете об окружающем и естественным образом достигаете крайней степени концентрации, что может привести к высшему состоянию в йоге - самадхи. 

Медитация.

Медитация очень тесно переплетается с другими видами йоги. Например, если вы ходите на практические занятия в зал, вы могли слышать, как преподаватель иногда говорит: садимся на согнутые в коленях ноги и просматриваем свой позвоночник, или медитируем на свой позвоночник. В начале и в конце занятия мы проводим медитацию по созданию и убиранию защитного поля. Крия йогу иногда называют динамической медитацией. Примеров очень много, и может сложиться впечатление, что под этими словами подразумевается каждый раз что-то разное. Кроме того, в разных источниках вы можете встретить совершенно непохожие описания, как надо медитировать. Отчасти, это еще потому, что не все понятия можно перевести с санскрита на западные языки, для некоторых слов просто нет аналога. Само по себе слово медитация европейского происхождения, и в переводе с латыни означает глубокое размышление, концентрация на проблеме, внутренняя молитва. 

Существуют разные виды медитации. Мы можем разделить их на два основных вида: медитации методом энергии и медитации методом сознания. Оба этих вида должны быть вам знакомы в жизни, поскольку медитация – это не что-то привнесенное извне, а наше естественное состояние. Наверное, каждому из вас приходилось смотреть на огонь или на приливы волн на море. Мы настолько увлекаемся этим зрелищем, что мы можем смотреть очень долго, и погружаемся в состояние безмыслия. В этом и есть суть метода энергии. Мы приходим на природу, садимся, и погружаемся в созерцание красоты окружающего мира, в ощущение гармонии. Мы не концентрируемся на чем-то конкретном, а как бы рассредотачиваемся и погружаемся в ощущения. При этом у нас не должно быть посторонних мыслей о работе, об отношениях с супругом или о каких-то насущных проблемах. Вы волеизъявляете: сейчас я буду медитировать и успокаиваться, и отпускаете все посторонние мысли, погружаетесь в созерцание окружающего вас мира. Спустя некоторое время, вам уже стоит только прийти на это место, так вы сразу же успокаиваетесь, появляется чувство удовлетворенности. Еще через некоторое время, вам уже достаточно подумать, вспомнить об этом месте, и у вас появляется состояние расслабления, спокойствия. То есть у вас появляется «островок незатронутости» - у вас могут быть стрессы, конфликты, но вы вспоминаете место, где вы медитировали, и вам становится хорошо и спокойно. Главным фактором, от которого будет зависеть успех практики, является ее регулярность. Вы можете начать с 10-15 минут в день, и, желательно, чтобы практика проходила в одно и то же время. Тогда у вас вскоре выработается привычка, и вы почувствуете эффект от медитации.

Другой метод – метод сознания, он тоже должен быть вам знаком, это состояние глубокой сосредоточенности на чем-либо, например как во время сдачи экзамена. Практика медитации методом сознания заключается в том, что вы садитесь в спокойном месте и сосредотачиваете свое внимание на одном предмете или явлении. По началу это очень тяжело, и лучше начинать с небольшого  времени, например, с пяти минут в день, и затем постепенно увеличивать время. Вы садитесь и смотрите, например, на стену. Внимание может ускользать, но вы мягко и спокойно возвращаете его обратно. Вот стена, она оранжевая, на ней трещинка в штукатурке, у меня дома тоже стену надо подремонтировать, - чувствуете, что мысль начинает уходить, и возвращаете ее обратно, - вот оранжевая стена, и так далее. Эта практика требует немало сил, и по началу вы можете чувствовать физическое напряжение во всем теле. Может внезапно захотеться спать, но вы пересиливаете себя. Медитируя методом сознания, вы можете очень быстро развить свой интеллект. Объект для медитации методом сознания вы можете выбрать любой: посторонний предмет, область внутри вашего тела, например, определенную чакру или центральный канал, можете медитировать на идею, например, на первый и второй принципы йоги. Медитируя на них, хотя бы по пять минут в день, смысл первого и второго принципов будет вам раскрываться гораздо быстрее. 

Оба метода: метод энергии и метод сознания приводят к сокращению мыслеформ. В методе энергии мы вытесняем мысли ощущениями, в методе сознания мы управляем потоком мыслей, и вместо тысячи стараемся сконцентрироваться на одной. В йоге дается еще такой образ: мысли на поверхности разума подобны волнам на озере. Когда волн много, нам трудно увидеть отражение солнца в озере, но чем меньше волн, тем более цельное изображение мы видим. Когда волн на озере не остается, Солнце видит в воде свое отражение, или, иными словами, наше Я постигает свою истинную природу, и мы достигаем конечной цели йоги. Это называется состоянием самадхи.

Йога Визуализации.

визуализацияМы обладаем удивительной способностью визуализировать, представлять что-нибудь, воспроизводить в нашем сознании любые образы, и даже ощущения. Используя эту способность, мы можем почувствовать, например, запах, вкус, прикосновение, исходя из предыдущего опыта ощущений, и йога Визуализации занимается развитием этой способности. 

Мы все воспринимаем мир по-разному. Отсюда часто рождаются споры. Один приводит свои аргументы, другой – свои. Каждый пытается убедить друг друга в своей точке зрения, но мы не видим картину мира в целом. Это как в известной притче о трех слепых, которые повстречали слона. Один стал ощупывать ногу, другой – хобот, а третий – хвост. Первый решил, что слон похож на дерево, второй – что слон похож на змею, а третий представил, что слон это что-то похожее на канат. Мы все воспринимаем мир сквозь призму майи, и из-за этого не знаем какой мир на самом деле. У нас у всех разная предыстория, разное окружение, разное образование. Тут возникает вопрос, которым задавались философы: наше бытие определяет наше сознание, или наоборот? Через наши органы чувств мы получаем информацию об окружающем нас мире, которая попадает в наш разум. Наше Высшее Я воспринимает эту информацию, и волеизъявляет совершить какие-то действия. В результате наших действий мы получаем определенный результат, эта информация опять попадает в наш разум, и так по кругу. Окружающий мир влияет на нас, а мы, в свою очередь, воздействуем на него. Наше представление о мире - это всего лишь привычка, иллюзия, следствие предыдущих визуализаций. Но если картина, которая возникает в нашем разуме, нам не нравится, мы можем сознательно ее заменить на ту, которую мы бы хотели видеть. Притом йога визуализации вовсе не призывает нас прятаться от реальности в своих фантазиях, а наоборот, волеизъявить свою картину мира, и начать ее творить. Сила творческой визуализации влияет на потоки Энергии и Сознания в нашей личной Вселенной, а поскольку наш внутренний мир связан с внешним миром, то воспроизводя что-то внутри, мы воздействуем на внешний мир. Когда меняется внутренний мир, внешний мир начинает под него подстраиваться. Например, в нашей школе Открытой йоги мы часто практикуем медитацию на благо всех живых существ. Сначала мы желаем счастья нашим родным и близким, затем всем, с кем у нас нейтральные отношения, и кого мы не знаем, и, наконец, нашим врагам и недоброжелателям. Мы привыкли видеть людей, с которыми у нас негативные отношения, раздраженными, циничными, несдержанными, но вместо этого мы представляем их счастливыми и умиротворенными. Когда мы в следующий раз будем общаться с этими людьми, мы встретим их не ощетинившись, а более открыто и дружелюбно, и постепенно наши отношения начнут налаживаться. Если учесть, что наше Высшее Я имеет абсолютную свободу и волю, то визуализация становится могущественным инструментом, позволяющим менять наш мир, как мы пожелаем. 

Йога Визуализации - это очень мощный, относящийся к “быстрым” методам, раздел йоги, который хорошо работает как самостоятельно, так и в сочетании с другими видами йоги. Весь наш мир - это визуализация Абсолюта, а мы являемся его сотворцами, поскольку Абсолют наделил нас свободой и равенством с собой.

Янтра йога.

Янтра йога работает с нашей способностью видеть, зрительно воспринимать форму, причем неважно, нарисована форма на бумаге, начерчена на песке или изображена на каком-либо другом носителе информации, а важно то, что, используя этот канал, можно достичь значительных результатов. Большая часть информации поступает к нам через зрение. Мы и мыслим часто не словами, а зрительными образами. Мы вспоминаем красивый закат, и мы не описываем его словами: небо было пылающего алого цвета, солнце отражалось в воде, и так далее, а просто представляем картинку. 

Наши эмоциональные и ментальные состояния тесно связаны с теми образами, что мы видим вокруг себя, вплоть до возникновения неосознанных реакций на увиденные изображения. Вспомните ощущения, которые вы испытываете, например, в поликлинике: узенькие коридоры, низкие потолки, стены бледно-зеленого цвета, старый линолеум – уже внешне такая картина действует угнетающе. Теперь вспомните ощущения, когда вы приходите в театр, и видите большие пространства, мраморные колонны, хрустальные люстры – совершенно по-другому себя чувствуешь. В архитектуре даже есть негласное правило: если план здания на бумаге выглядит красиво, то и в жизни оно будет удобным, в нем будет приятно находиться. 

При этом есть какие-то образы, которые влияют на людей по-разному. Например, современная живопись кого-то вдохновляет, другим она безразлична, а у третьих вызывает раздражение, все зависит от субъективного восприятия. А есть некие архетипы, образы, формы, которые имеют на всех одинаковое воздействие. Например, вертикальные и горизонтальные линии нами воспринимаются естественно, а наклон, особенно если он больше определенного градуса, вызывает резкую негативную реакцию. Поэтому все храмы строятся по определенным канонам – там всё просчитано: как влияет на человека какая форма, соотношение ширины и высоты, как должен падать свет – все это рассчитано на невербальное постижение человеком высшего. Не важно, знает человек эту символику или нет, все равно он чувствует что-то особенное. Все храмы, как правило, имеют правильную форму, и если посмотреть на них сверху, получается, своего рода янтра. 

Наука янтра йоги дает нам специальные образы для медитации в виде абстрактных геометрических изображений, в которых в сконцентрированном виде нам даются знания об устройстве этого мира. Медитируя на янтру, мы рано или поздно обретаем эти знания. 

Янтра йога очень тесно связана с мантра йогой. Одно из значений слова янтра – тело божества. Мантра в свою очередь – само божество. В Тантра йоге говорится: “Божество недовольно, если ты поклоняешься ему без янтры”. Медитируя на янтру, мы как-бы приглашаем Высшее через нее проявиться, и возникает мощный эффект, хорошо знакомый последователям религий: янтра перестает быть просто рисунком, а становится каналом общения с Высшим. Сюда можно отнести эффект так называемых «намоленных икон». К сожалению, янтра йога дошла до нас в небольшом объеме, изначально для каждой мантры была соответствующая янтра, но до нас дошло очень мало янтр, так же не сохранилось объяснение символики какие символы что означают. В разных текстах вы сможете встретить разные трактовки. 

Еще один вид практики – сочетание янтра йоги и йоги визуализации. Вы можете вымещать негативные образы, визуализируя янтры, очищать разум от неправильных образов. Это не значит, безусловно, что вы должны закрывать глаза на беды и страдания – нет! Но есть много информации, совершенно не нужной, например, вы посмотрели когда-то фильм ужасов, и когда вы вспоминаете его, у вас возникают те или иные эмоции, связанные с этим, и у вас начинает идти прана в этом направлении. Но вы можете заменить это воспоминание янтрой, и вместо неуместных воспоминаний, направить свою прану на самопознание. Для этого надо, конечно, уметь воспроизводить эту янтру внутри себя. Чтобы ее запомнить, рекомендуется сначала нарисовать ее самому. Не важно, если она будет у вас не такой, как у профессионального художника, все равно это будет ваша янтра. 

Практика Янтра йоги достаточно безопасна, но без надлежащей подготовки результат может ускользнуть, потому что эффект от этой йоги не очевиден. В то же время Янтра йога очень существенно может ускорить вашу личную практику, и в первую очередь, если вы практикуете Тантра йогу. 

Рита йога.

Понятие Рита уходит своими корнями в Веды. Этому понятию очень сложно дать дословный перевод. В русском и европейских языках нет для него аналогов. Слово Рита имеет множество значений: это и понятие гармонии, и ритма, и закона и правильной реализации всех имеющихся у нас на сегодняшний день возможностей, которая приводит нас к счастью и свободе. Может показаться, что в описании закона Рита используются противоположные понятия: свобода и закон. Можно определить понятие Рита еще так: это закон, который говорит нам, как использовать имеющуюся у нас в данный момент свободу, чтобы в дальнейшем она расширялась.  Существуют наши возможности, которые мы имеем на данный момент, и существует понятие ритма в нашей Вселенной. Времена года сменяют друг друга, время суток, фазы Луны, и так далее, все это тоже подчиняется определенному закону. Когда  мы начинаем определенным образом комбинировать свою свободу с циклами окружающей вселенной, то мы попадаем в резонанс со вселенной, и наша свобода значительно расширяется. В древности люди интуитивно понимали закон Рита. Но чем больше человечество отдалялось от ведических времен, тем хуже люди стали чувствовать закон Рита, и пришлось вводить более детальные указания что делать и как. Так появилось понятие дхармы, первый, второй и третий принципы йоги.

В широком смысле слова, понятие Рита может быть связано с любой деятельностью человека, когда мы делаем что-то лучше других, и благодаря этому увеличиваем их свободу. Мы чему-то научились, и показываем другим, что и так, оказывается, можно. Если произведение искусства вдохновляет, учит чему-то других, значит, автор почувствовал закон Рита и сумел нам это передать. Рита йога – основа любого творчества. 

Проще всего почувствовать проявление свободы через танец. В рита йоге есть два направления: Нрита йога и Нритья йога. Нрита йога – это естественный спонтанный танец. Нритья – это танец-рассказ, в котором каждый жест, движение имеет какой-то смысл. Все, наверное, видели индийские фильмы, в которых персонажи часто поют и танцуют. Те, кто более глубоко знаком с индийской культурой, могут понять, что в этих танцах взглядами, жестами, движениями, актеры передают определенное повествование.

Спонтанный танец доступен всякому. Тут не должно быть таких критериев: хорошо у меня получается или плохо, учили меня или не учили. Разученные движения могут даже мешать.  Единственным критерием является то, насколько танец нравится вам самим, насколько вы чувствуете резонанс со своими эмоциями, настроением, мелодией. Когда вы один на один со вселенной, ничто другое не должно вас волновать.

В нашей школе открытой йоги мы проводим практику рита йоги на выездных семинарах. Во время практики в группе многие люди могут почувствовать смущение – они сталкиваются с какими-то устойчивыми препятствиями внутри себя: я двигаюсь неуклюже, или: я серьезный человек, какие еще танцы, и так далее. Для преодоления этих установок есть замечательное лекарство – анрита. Анрита – понятие, противоположное понятию Рита. В начале практики все специально начинают танцевать дисгармонично, некрасиво, не в ритм, вульгарно. Поначалу это очень сложно, уходит колоссальное количество праны. И затем человек понимает, что ему тяжело двигаться негармонично, и анрита переходит в Риту. Вы тем самым избавляетесь от зажимов, комплексов. Таким образом, практика анриты помогает нам почувствовать Риту, гармонию, подобно тому, как иногда яд в небольших количествах действует как лекарство.

Практика рита йоги может быть как одиночная, так и парная. Парные танцы значительно ускоряют все процессы, и при этом не обязательно где-то предварительно учиться танцевать в паре – со временем вы научитесь чувствовать ритм партнера, а через него – ритм Вселенной!

Натья йога.

натьяЕще одна йога, связанная с творчеством – натья йога, йога театрального искусства. 

Если обратиться к истории, в йоге считается, что в ведические времена люди были гораздо более развитыми духовно, чем сейчас, они лучше понимали законы жизни. Они чувствовали закон Рита, для них это было естественно. Это была так называемая Сатья юга, или золотой век. Затем уже в следующую эпоху стали рождаться души на более низком уровне развития, или с более низкой степенью самоосознанности. Всего в йоговских текстах выделяется четыре эпохи, и мы живем в четвертой, в Кали юге, железном веке. В нашу эпоху рождаются души на еще более низких ступенях, но с другой стороны, все процессы идут быстрее, условия жизни подталкивают человека быстрее развиваться интеллектуально и духовно. По мере того, как люди стали утрачивать духовное знание, возникло деление на касты или варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Шудрам даже не разрешалось изучать ведическое знание. Но чтобы донести ведическое знание, знание о законах Вселенной, устройстве мира до людей, находящихся на низших ступенях, брахманы придумали театр. Изначально театр – модель космоса в миниатюре, то, что творилось на сцене – было отражением процессов, происходящих во Вселенной. Театральное действо было задумано, чтобы через наглядные, понятные образы, объяснять людям устройство мира и  выводить их на более высокую ступень развития.

Со временем театр утратил свое значение как чего-то возвышающего, и превратился в обычное развлечение, как это часто и бывает. Возможно из-за тщеславия актеров, режиссеров театра, желания угодить толпе, и в результате не только театр, но и актеры потеряли свой статус. Если раньше актерами были брахманы, то затем актерами стали шудры. В разное время в истории мы можем проследить разное отношение к актерам, но чаще всего оно было не слишком уважительным. Сейчас актеры занимают довольно высокое положение. Но актеры есть разные. Есть те, на кого смотришь, и сопереживаешь персонажу, а есть те, которым, хочется крикнуть, как Станиславский: Не верю! По-настоящему хорошие актеры за свою жизнь проживают несколько жизней, и таким образом, в момент игры они разотождествляются со своей собственной личностью. Когда они играют, они полностью вытаскивают из себя свою личность и вживаются в новую. Также можем и мы. У всех из нас есть представления о самом себе: я мужчина или женщина, смелый или скромный, умный или глупый, волевой или мягкий, и так далее. Мы действуем исходя из этих представлений о себе. Одни поступки и реакции для нас привычны, другие – нет. Когда мы попадаем в непривычную для нас ситуацию, в которой той личности, которой мы привыкли себя считать, что-то угрожает, или, иными словами наш авторитет и статус ставится под сомнение, нам становится очень не по себе. Мы, так или иначе, в жизни играем несколько ролей: родителей, детей, специалистов, друзей, и мы автоматически переключаемся с одной роли на другую. Натья йога помогает нам расширить свои возможности, примерить на себя роли, которые нам не привычны, и за счет этого расширить свою свободу, и желательно, свободу других. Если вы мужчина, вы можете на себя примерить роль женщины, и наоборот, и тем самым лучше понять поведение своей второй половины. Вы можете представить себя брахманом: хочешь быть богом, поступай как бог. Можете представить себя порывом ветра, волной в океане, и понаблюдайте за ощущениями – что поменялось. В этом натья йога очень близка с йогой визуализации. 

Присутствие других людей делает практику в разы более мощной. Поэтому очень важно наличие единомышленников. Натья йогу полезно практиковать в группе.  В групповых практиках должны быть ведущий, ведомый и зритель, хотя иногда кто-то может совмещать две роли. Присутствие зрителя помогает вам сконцентрироваться и мобилизовать ваши способности. Ключ от наших сверхспособностей спрятан в других людях. На выездных семинарах нашей школы мы иногда проводим практику натья йоги, где вы можете познакомиться с этим разделом на практике.

Йога сновидения.

йога сновиденийМы все спим, видим сны. Иногда мы просыпаемся выспавшимися, иногда разбитыми. Кому-то требуется больше времени для сна, кому-то меньше. Это время может меняться. Когда вы начинаете заниматься йогой, вы можете почувствовать, что лучше высыпаетесь, и вам для сна требуется меньше времени, в какие-то моменты – наоборот. Йога предлагает нам исследовать наш сон также как и любые другие наши проявления. Современные медики и психологи далеко продвинулись в исследовании процесса сна и сновидений, но подход в йоге и медицине разный. В медицине сон считается скорее процессом отдыха, восстановления физических и психических сил, мозг обрабатывает информацию, которую не успел обработать за день. Психологи исследуют содержание наших сновидений.

Процесс сна можно разделить на два этапа: сон со сновидениями и сон без сновидений. Таким образом, в течение дня мы находимся в одном из трех состояний: бодрствования, сна со сновидениями или сна без сновидений. В йоге считается, что эти три состояния – равнозначные грани реальности, и с точки зрения нашего Высшего Я, мы получаем непрерывный опыт, не зависимо от того бодрствуем мы или спим.

В йоговских текстах при описании устройства человека рассматривается не только совокупность процессов в нашем физическом теле. В древних источниках говорится, что у человека есть три группы тел: грубое, тонкое и тончайшее. Грубое – это наше физическое тело. Тонкое, или ментальное, - совокупность наших мыслей, переживаний, представлений о себе. Тончайшее, или причинное, отвечает за наши глубинные реакции: нравится – не нравится, хорошо – плохо. Причинное тело – самая сложная в описании структура, но иногда мы все-таки можем ее почувствовать. Если нам вдруг становится хорошо или плохо безо всякой причины, особенно это бывает во время или после практики йоги, это как раз говорит о том, что произошла работа на уровне причинного тела.

Состояние бодрствования мы можем соотнести с уровнем физического тела.  Оно наиболее инертно, но все процессы более наглядны. Состояние сна со сновидениями мы можем соотнести с уровнем ментального тела. Йога сновидений дает нам методы, позволяющие себя осознавать во сне. Когда вы научитесь себя осознавать во сне, вы приобретете массу новых возможностей. Вы можете исследовать пространство сновидений, приобретать новый опыт. Вы можете заниматься во сне йогой и набирать прану. Главное, вы можете отрабатывать во сне свою карму. Если с вами должна произойти какая-то неприятная ситуация, и вы должны извлечь из нее опыт, гораздо лучше, если это случится во сне. Как гласит йоговская поговорка: если ваши волосы должны сгореть, не обязательно, что они должны сгореть на вашей голове.

Высшим пилотажем в йоге сновидения считается работа с уровнем причинного тела, который соотносится с состоянием сна без сновидений. Но можно научиться осознавать себя и в этом состоянии, и изучить самую загадочную для нас грань реальности.

Кундалини йога.

Кундалини йога – очень популярный в наше время вид йоги. Однако когда вы приходите на хатха йогу в разные йога-центры, вы получаете примерно одни и те же практики, что касается кундалини йоги, у одного преподавателя вы можете встретить одни практики, у второго – совершенно другие. В этом легко запутаться, и у начинающих могут возникнуть вопросы, почему в разных местах практикуют по-разному и какой вариант правильный.

Для начала разберем теоретические моменты из аксиоматики, на которые опирается кундалини йога. Абсолют проявился в этом мире в виде праны, а прана в свою очередь в виде сознания и энергии. Сознание и энергия начали взаимодействовать друг с другом особым образом,  и в результате они создали основополагающие принципы этой вселенной. Первым был создан принцип разума, в нем наиболее ярко светит сознание и наименее сильно проявляются вибрации энергии. Затем сознание и энергия разошлись и вновь соединились, создав второй принцип – принцип пространства, в нем сознание светит чуть меньше, а вибрации энергии проявляются чуть сильнее. После этого были созданы принципы воздуха, огня, воды и земли. Когда рождается человек, его высшее Я точно также создает наши тела, как Абсолют создал вселенную. Сознание и энергия нашего Я повторяют все этапы творения вселенной, создавая эти принципы, или чакры, которые имеют определенную локализацию в нашем теле. В области макушки головы находится центр сознания, в области между бровями – принцип разума, и так далее. Когда сознание и энергия создали последний центр – чакру земли, энергия перестает двигаться дальше, и как иногда говорят, засыпает, сворачивается в спираль и остается в чакре земли. Один из переводов слова кундалини означает свернутая в спираль, то есть речь идет об энергии, которая является нашим изначальным проявлением. Кундалини часто изображают как змею, свернутую в три с половиной оборота и кусающую свой хвост. Как и в процессе творения нашего тела, каждое мгновение выделяется энергия, притом в огромном количестве, но она тут же поглощается. Процесс зацикливается сам на себя, но остается маленький остаточек. Он и обеспечивает поддержание жизни в нашем теле, и всю нашу деятельность. Тех людей, у которых разница между выделяемой и поглощаемой энергией побольше, мы воспринимаем как ярких, творческих, харизматичных. Те, у кого эта дельта небольшая, обычно вечно уставшие, болезненные, им только дай поныть и пожаловаться на жизнь. 

Мы можем увеличить проявления нашей энергии, занимаясь «обычными» - классическими видами йоги. Это будет медленный и безопасный путь. Вы постепенно работаете со своим телом, очищаете ваши внутренние структуры. Кундалини йога – гораздо более быстрый метод. Представьте, вы поднимаетесь на гору. Вы можете выбрать тропинку, которая ведет по серпантину, а можете пойти напрямую – вбивать крючья, лезть по отвесным стенам. Это будет более прямой, но гораздо более опасный путь. Кундалини йога дает нам такие практики. В чем заключаются эти практики? Это сочетание разных видов йоги – физических практик: хатха и крия йоги, упражнений из пранаямы, специальные мантры, визуализации, концентрация на той или иной области, йоги, работающие с сексуальностью. Упражнения сами по себе знакомые, но они даются в таких сочетаниях, что они усиливают друг друга, и позволяют быстро высвободить какую-то часть энергии. Как код от сейфа или выигрышная комбинация цифр в лотерее – если вы подберете правильное сочетание цифр, то получаете приз. Такие «выигрышные сочетания» могут быть разными, поэтому у разных преподавателей вы можете встретить разные варианты кундалини йоги. Кто-то берет за основу упражнения из хатха йоги, усиливая их мудрами, бандхами, мантрами, концентрацией на определенных участках в нашем теле. Другие могут взять за основу крии, усиливая их дыхательными упражнениями, визуализациями. Если вы понимаете суть практик кундалини йоги, вы увидите, что между разными методами выполнения нет никаких противоречий, и вы можете выбрать для себя наиболее подходящий.

 Кундалини йога, как и другие быстрые методы, позволяет значительно ускорить наш духовный путь, но она считается одним из самых опасных видов йоги. Приведу еще одну аналогию. Когда вы летаете на самолете, вы испытываете определенные нагрузки на организм, перепады давления. Но они сравнительно небольшие, и летать на самолете может любой человек. Космонавты же, когда летят на ракете, испытывают огромные перегрузки, поэтому у них должно быть отменное здоровье, они должны пройти множество тренировок. Обычный неподготовленный человек с этим не справится. Опасность заключается в том, что выделяющаяся энергия начинает чистить внутренние структуры человека, и это может быть связано с очень неприятными болезненными ощущениями. У человека просыпаются многократно усиленные эмоции, связанные с тем или иным центром. Это может быть ничем не обусловленное, неконтролируемое чувство страха, или ярость, и другие переживания. 

К практике кундалини йоги надо подходить очень аккуратно, не форсировать события. Если вы услышите, что кто-то стремится пробудить энергию кундалини, или говорит, что пробудил, скорее всего, этот человек не понимает значение этих слов. Когда энергия кундалини по-настоящему пробудится, она начнет подниматься наверх к центру сознания, растворяя все на своем пути центр за центром, и со стороны это будет выглядеть как клиническая смерть. На занятиях кундалини йогой мы увеличиваем эманации энергии кундалини, а не пробуждаем, важно понимать разницу этих понятий. Практики в йога центрах под руководством преподавателя выверены и достаточно безопасны, это действительно хороший способ ускорить ваш духовный рост. Мы лишь предупреждаем, чтобы вы подходили к практике осознанно, и не следовали непроверенным источникам. И конечно, если вы практикуете быстрые методы, вы должны следовать трем принципам йоги: принципу непричинения вреда живым существам, принципу логичности и здравого смысла, и принципу отказа от страданий и помощи всем живым существам. Эти принципы необходимы, чтобы защитить вас самих и окружающих, если у вас будут сильные всплески эмоций и переживаний, или, так называемые, кармические чистки. Применение трех принципов йоги поможет вам пережить эти состояния, перейти на более высокий уровень самоосознанности, и избежать ошибок.

Родовая йога.

Наша школа относится к родовым школам йоги. У нас считается, что все знания йоги, которые мы имеем, перешли к нам непосредственно по линии нашего рода, то есть, если мы будем вспоминать или представлять наших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, и так далее, мы дойдем до Учителей и Учительниц йоги. Мы можем представить их в том образе, который ближе нам – можем как древних мудрецов где-то в Индии, а можем как наших далеких-далеких предков. Школы йоги делятся на родовые и не родовые. Это достаточно закрытая тема, представители некоторых школ могут сами даже не знать, что их школа относится к родовой школе. Тем более мы можем не знать этого со стороны. Поэтому не надо делать о других школах йоги заочно какие-то выводы.

В нашей школе Открытой йоги упор делается, прежде всего, на жизнь. Главная ценность – это жизнь, продолжение рода, рождение детей. Создание семьи и воспитание детей ни в коем случае не мешают практике йоги и духовному росту! Иногда некоторых абитуриенток МОЙУ беспокоит вопрос: что, если за четыре года обучения они решат создать семью, родить ребенка? Их все только поддержат! Более того, если студентка в данной ситуации даже не сможет посещать занятия, делать карма йогу, ее все равно никогда ни при каких условиях не отчислят. Если у вас есть сомнения рожать детей или нет, справитесь ли вы со всеми другими обязанностями, справитесь ли финансово, или другие какие-то вопросы – здесь вы найдете колоссальную поддержку единомышленников, увидите примеры женщин, которые успешно совмещают йогу, семью, бизнес. Вы можете найти рекомендации по йоге для беременных, йоге с малышами. Для детей постарше у нас проводятся практические занятия. 

У йогов и йогинь древности общественный уклад был более зарегулирован, чем в наше время. Их жизнь делилась на три этапа: первый этап – это обучение, на втором этапе они отдавали священный долг – создавали семью, воспитывали детей. Когда дети вырастали и становились независимыми от родителей, тогда йог  и йогиня становились свободны, и у них наступал третий этап, когда они могли посвятить свое время любой личной практике, даже самой экстремальной, если хотели, но не раньше того, как они отдадут свой священный долг.

Вы можете часто услышать такое выражение – отдать долг предкам или отдать священный долг. Ваши родители долгое время сокращали свою свободу, чтобы родить вас и воспитывать. Они дарили вам любовь и заботу не за какие-то заслуги, а просто за то, что вы есть. Самое главное – они дали вам возможность проявиться в этом теле. Все это дается нам как бы авансом, чтобы, когда мы выросли, мы дали возможность проявиться кому-то другому. К сожалению, многие об этом не думают. Это беда нашего современного общества, где люди живут достаточно комфортно, и не сталкиваются так остро с вопросом выживания, как в прежние времена. Часто приходится слышать такое мнение: «У меня есть возможность, я могу себе позволить жить в свое удовольствие, развиваться, поездить по свету, не быть связанным по рукам и ногам. Я могу найти себе много сфер деятельности, где я могу реализовать свои способности, дети будут меня отвлекать». Эти люди не задумываются, что и их родители могли в свое время тоже найти более интересную сферу реализации, чем воспитание детей.

Некоторые люди по тем или иным причинам не могут иметь детей. Не обязательно по медицинским причинам, например, есть страны, где остро стоит проблема перенаселения. В любом случае мы должны поддерживать семьи наших близких у которых есть дети, таким образом, мы хотя бы косвенно сможем реализовать родовую йогу.

Йоги триады.

Тема взаимодействия мужчины и женщины необъятна и неисчерпаема. Этим вопросом в нашей школе занимаются три вида йоги, или как мы их называем, триада йог. Это тантра йога, йога влюбленности и йога сексуального союза. Йоги триады это быстрый, очень быстрый метод познания Абсолюта через наслаждение. В аксиоматике йоги говорится, что Абсолют и индивидуальные высшие Я проявляются в этом мире как СатЧитАнанда, то есть как энергия, сознание и наслаждение. Союз энергии и сознания дает наслаждение, оно же является нашим естественным состоянием. Чем дольше мы находимся в состоянии наслаждения, тем больше мы приближаемся к нашей истинной природе. Путь познания через йоги триады считается высочайшим, королевским путем в йоге. Как мы с вами уже говорили, изучая йогу сновидения, у нас есть три группы тел: физическое, тонкое и тончайшее. Йоги триады соотносятся с тремя группами наших тел. Для грубого тела есть йога сексуального союза, для работы с тонким телом – тантра йога, для тончайшего – йога влюбленности.

Последнее изменение: воскресенье, 19 марта 2017, 13:16