Принципы практики Йоги



Слушать:


Смотреть:


Сегодня лекция будет посвящена ответам на вопросы тех, кто практикует йогу или находится только в начале пути. Ваши вопросы очень важны, потому что когда достаточно давно практикуешь йогу, то уже перестаешь понимать, что понятно, что не понятно, что интересует, что не интересует. Если у кого-то есть вопросы, пожелания, комментарии, то с удовольствием их выслушаем, какие бы они ни были, начиная с теоретических сложных вопросов, заканчивая практическими.


Вопрос: Говорят, что Шива – это Сознание Вселенной, и оно никогда не изменяется. Есть такая статуэтка - Натараджа - танцующего Шивы. Как это соединить с тем, что Шива – это Сознание, оно неизменно?


Это сложный вопрос. Я сразу поясню о Шиве. Шива – это один из богов древней Индии. По преданию он как раз и ответственен за йогу. То есть человечество по древнеиндийской мифологии как раз Шиве обязано тем, что мы имеем йогу.


У каждого из нас есть то, что называется в индийской мифологии «карма». Когда-то мы с вами что-то делали хорошее и не очень хорошее. Более того, в индийской мифологии считается, что прежде чем получить тело человека, мы с вами прошли целую череду жизней животными. Поэтому йога учит обращаться хорошо с каждым живым существом - в потенциале каждое живое существо рано или поздно станет человеком. И с этих времен, когда мы с вами были в телах животных, мы что-то не доработали. Потом мы прошли череду рождений и смертей в теле человека, прежде чем получить свое настоящее тело. И вот за нами идет шлейф недоделок. Как двоечник, которого переводят из класса в класс, и он не знает что-то из умножения, сложения, такие же недоработки и у нас, и они проявляются в нашей жизни в виде разного рода рода заболеваний и других негативных моментов. Шива по преданию дал некую систему – эта система называлась «йога». Если выполнять эту систему, то можно, с одной стороны, все недоработки и недоделки исправить в течение всего лишь одной жизни.


С другой стороны, Шива всегда был олицетворением Сознания. У каждого из нас есть сознание. Сейчас наше сознание приковано к этому месту во Вселенной, но если мы закроем глаза, мы можем мысленно перенестись, допустим, на Красную площадь, наше сознание переместится из этого места в какое-то другое. Мы читаем детектив - мы не видим и не слышим ничего вокруг, мы полностью в этом чтении, наше сознание переключено на чтение. Наше сознание – это нечто бестелесное, что может переключаться, оставаясь незатронутым.


Теперь отвечаю на вопрос, почему Шива изображен в танце. Шива в индийской мифологии еще известен как Бог Танца; весь круговорот бытия представлен танцем Шивы. Вероятно, каждый из нас был на какой-нибудь вечеринке, дискотеке, когда все танцуют, и мы тоже танцуем. В момент, когда танец наиболее хорошо удается (в нашей стране это связано с обильным употреблением спиртного), наступает такое интересное состояние, когда вроде ты и танцуешь, и одновременно наблюдаешь себя со стороны: смотришь на самого себя, как делаешь какие-то движения руками и ногами. Этот принцип Сознания - отстраненность - проявляется в танце очень и очень явно. Поэтому наука танцев считалась на Востоке божественной наукой.


А если отвечать философски, то только через динамику познается статика. Как узнать, что не двигается? Надо двигать всё подряд, и если что-то осталось неизменным, когда мы сделали все возможные варианты движений, то это и есть неподвижное, наше сознание. Оно, кстати, играет очень серьезную роль в практике йоги, и когда мы делаем те или иные позы или занимаемся Крия йогой (динамической йогой), наблюдается тот же самый эффект.


Кстати, очень хорошо снимается стресс состоянием, когда мы как бы отстранены. Вот, у нас есть проблемы: крокодил не ловится, на работе не растет кокос. Легко сказать: «Отрешись». Обычно говорят: «Ты должен отрешиться, ты занимаешься йогой, ты должен быть вообще невосприимчив». Но разум-то продолжает вертеться. И чтобы компенсировать такое состояние разума, есть лечение по принципу «подобное в подобном»: мы сами начинаем двигаться, делать какие-то периодические движения, и в этот момент как раз и нащупываем свое сознание. А сознание всегда отрешенное, какие бы у нас ни были в жизни эпизоды, абсолютно любые - сознание всегда наблюдатель. И если мы хотя бы на секунду отождествим себя со своим сознанием, то отрешимся от проблем. Тогда можно успокоиться, иначе - никак. Легко сказать: «Останови свои мысли». Легко сказать: «Не нервничай, не переживай, относись ко всему философски». Если бы всё так просто делалось, йога бы, наверное, была не нужна.


Это если отвечать на этот вопрос покороче. Что же касается мифологии, то предлагаю ознакомиться с древним индийским мифами, где все очень хорошо сказано.


Вопрос: У вас в школе нет преподавания танца?


Вы знаете, это наша очень серьезная “головная боль”. Что такое наша школа? Сразу поясню, что у нас самая обычная йога, никаких изысков, экзотики. Но йога как-то до нас дошла: мы у кого-то учились, наши Учителя еще у кого-то учились. Всё это вместе называется «школа».


Нашей школе йоги известно более 20 видов йог. Мы преподаем около полутора десятков. Нельзя “объять необъятное”. У нас есть люди, которые специализируются на Джнана йоге. Есть люди, у которых медитация идёт, они и сами ее практикуют, и хорошо ее преподают. Кто-то преуспел в Крия йоге, кто-то - в Хатха йоге - у каждого есть свое узкое направление. Но осталось некоторое количество йог, которые никто не практикует и не преподает. Одно из таких направлений называется Нада йога, но нет среди нас ни одного музыканта, который бы заинтересовался ей. В средневековых трактатах мы читаем о том, что любой композитор, собственно, не выдумывает музыку, он ее слышит и на землю низводит. Нет у нас в школе на сегодняшний день такого композитора. Есть специальные практики Нада йоги, но некому заняться. Так же, к сожалению, в отношении многих других йог, которые, конечно же, теряются, если их долго никто не практиковал. В Москве, между нами говоря, даже Пранаяма (наука дыхания) представлена на зачаточном уровне. Может быть, это и хорошо, так как дыхание – один из самых серьезных инструментов йоги, можно “дров наломать”. Обратите внимание, даже у нас в школе, этажом выше множество книг по дыханию, а что-то не особо видно, чтобы кто-то преуспевал в этом. Хотя книги обязательно нужны, они вдохновляют, я сам в свое время прочитал какие-то книги, они меня вдохновили, и я стал заниматься, стал искать, первые шаги делать.


Лучше всего, как показывает практика, овладевать йогой в группах или на индивидуальных занятиях. Индивидуальный подход всегда лучше, но есть йоги, которые в сильной группе изучаются эффективнее, например, Крия йога - когда все вокруг начинают ей заниматься, тебя как бы подхватывает волна. И ты, как ребенок, который учится говорить и просто копирует взрослых, точно так же начинаешь за всеми повторять.


К сожалению, некоторые йоги у нас не представлены. До меня доходят слухи, что где-то на Украине есть учителя, которые якобы учат йогам с названием «Танец Шивы». Но я, к сожалению, должен признаться в своей полной некомпетентности по вопросу этих йог.


Возможно, при индийском посольстве в Москве преподаются танцы.


У нас динамика представлена Крия йогой. Это ритмичные, повторяющиеся упражнения, которые выводят вас все выше, выше и выше.


Каждый приходит в йогу своим путем. Кто-то хочет хорошую фигуру, кто-то избавиться от стресса, кто-то хочет свои способности развить, кто-то от болезней разных вылечиться - самые разные мотивации приводят людей в йогу. Единственное, о чем я сразу предупреждаю, что мы хлеб у медиков не отбираем ни при каких условиях, и если есть какие-то болезни, ими должны заниматься врачи. Хотя у йоги гигантский терапевтический потенциал, но тот факт, что вы занимаетесь йогой и что-то приобретаете в здоровье, скорее, побочный эффект, нежели цель йоги. Все-таки цель йоги более высокая.


Вопрос: Какова цель йоги?


Цель йоги - открыть внутренний потенциал человека. В нас, в людях, заложен гигантский потенциал, но, к сожалению, мы не пользуемся им по ряду причин. Йога как раз и раскрывает этот гигантский потенциал.


Но в разных видах йоги (хоть я сказал, что йога одна, но направлений в йоге много), в каждой йоге свое объяснение цели. Допустим, в Раджа йоге, мы открываем свой внутренний потенциал через искусство управления. Раджа - это, по-русски говоря, наш современный менеджер. Потому что у менеджера есть подчиненные: кто-то хорошо работает, кто-то плохо работает, это как бы маленькое царство, удельное княжество, которым надо управлять. Если мы рассмотрим Джнана йогу, то приходим к совершенству через развитие интеллектуальных способностей. Если же это Хатха йога, то мы раскрываем способности через потенциал своего тела, занимаясь Хатха йогой, мы рано или поздно получаем сильное, здоровое и красивое тело. И так - по каждому направлению йоги.


А если говорить в общем, то йога претендует на то, чтобы дать человеку счастье. Это очень абстрактная материя, счастье для каждого свое, и каждый как-то по-своему его представляет. Но если человек занимается йогой, то со временем возникает ощущение, как в детстве бывало - ощущение радости бытия: ты живешь и жить хочется. С возрастом, с накоплением проблем это состояние начинает медленно исчезать. А йога в этом смысле как бы возвращает нас к нашему естеству, к нашему естественному состоянию счастья бытия.


Если же рассматривать более экзотические йоги, то там свои описания, например, раскрытие и расширение своего сознания до размеров космоса. Мы сейчас с вами здесь сидим, что мы видим? Мы видим зал, наше сознание ограничено этим залом. Если мы будем заниматься медитацией достаточно долго, то мы будем ловить себя на мысли, что наше сознание вдруг начинает охватывать не только то место, где мы сидим, но также соседнюю улицу, иногда это даже соседний квартал, то есть оно расширяется в буквальном смысле слова еще и в пространстве. И как утверждают древние тексты по йоге, йогин, который сидит в своих Гималаях, расширяет свое сознание настолько, что может охватить всю Вселенную.


Поэтому цель йоги зависит от того, что человек хочет. Например, если я хочу чего-то одного добиться, то это реализуется (возникает состояние реализованности) через один вид йоги, если другого - то через другой. Йога - это, скорее, состояние своего изначального, не обусловленного ничем счастья.


Вопрос: А вообще какой план лекции?


Обычно у нас сценарий такой: вначале вопросы и ответы, потому что это наиболее важная часть, затем мы продолжаем рассматривать один из текстов первоисточников йоги. В йоге есть так называемые первоисточники – это те трактаты, на которых уже основано все остальное. И мы рассматриваем соответствующий афоризм из такого источника и его разбираем. Потому что рано или поздно все равно нужно читать первоисточники, а тексты авторов, которые прочитали эти источники и потом изложили, не всегда адекватны. Поэтому, когда вопросы исчерпаны, мы как раз и приступаем к этой второй части.


Вопрос: Я на лекции в первый раз и плохо ориентируюсь, не читаю первоисточников, поэтому обсуждать их со мной совершенно бесполезно. А есть какая-то теория, термины, вводная часть?


Да, есть теория для занятия йогой, давайте мы на ней и остановимся. Я сразу хочу всех предупредить, что приоритет – это ваши вопросы, все остальное потом. Потому что любой человек, который реально что-то делает сам с собой, стоит всей библиотеки по йоге. Поэтому я отвечаю на вопросы всегда в первую очередь. Вы не должны стесняться, что привлекаете к себе внимание, в будущем на базе этой беседы будет составлен список ответов на вопросы, который поможет людям, делающим первые шаги в йоге.


Прежде чем приступить к изучению йоги, в качестве основной теории вы должны четко понимать, что йога – это предельно гармоничное учение. Если вы начинаете заниматься йогой, и при этом кажется, что это что-то неуместное, рука не гнется, как-то себя дискомфортно чувствуете, то, скорее всего, вы нарушаете принцип гармонии. В первую очередь вы должны доверять сами себе, своим ощущениям, а потом уже пусть даже самым умным-разумным инструкциям, которые дает инструктор йоги. Основной Учитель сидит у вас внутри. Внешний преподаватель только откроет вашего внутреннего Учителя.


Поэтому никакой боли, никакого дискомфорта, никакого головокружения, тошноты и подобных симптомов, хруста, или не так потянулся, и все - не разогнуться, Боже упаси. Хрустеть может приятно при одном условии - когда вы потягиваетесь и все при этом хорошо. Поэтому правило номер один – это ощущение гармонии внутри. Йога заложена в нас внутри, это не придуманное учение извне, это способ помочь организму изнутри. Поэтому когда вы приходите на занятие, никогда не стесняйтесь. Получается у вас или не получается, гнетесь вы или не гнетесь - это не должно вас беспокоить. У вас есть ваше тело, и Господь Бог нам дал наше тело в том объеме, чтобы быть счастливым в этой жизни. Если у меня не гнется, а у соседа гнется, значит, у него другая цель. Поэтому не стараемся сделать сильнее, чем позволяет нам наше тело, а плавно приближаемся. Как только возникает резкий дискомфорт, боль или какие-то подобные симптомы - тут же прерываем йогу. Не обращаем внимания на окружающих, которые иногда даже свернутся в три узла, что их не развернуть, но занимаются. Придет время, и вы к этому подойдете, но подойдете гармонично, то есть без насилия над собой. Насилие неуместно в йоге. Это нужно заучить, зазубрить. Иногда такое случается, что вы попадаете в группу, и все делают, и вам хочется, но больно, не получается - ничего, делайте так, как получается.


В йоге существуют два метода выполнения упражнений. Они красиво называются: один - метод мамы, другой - метод папы. Или, если окунаться в теорию йоги, это материнский метод Энергии и отцовский метод Сознания. Следует любое упражнение в йоге выполнять либо одним методом, либо другим. И сейчас я поясню, что подразумевается под этими методами.


Начну с материнского метода, что он из себя представляет. Как я уже сказал, йога заключена в нас самих. Нужно только дать нашему организму шанс, и он сам все сделает. Поэтому этот метод говорит: “Прими приблизительно позу так, как ты ее понимаешь”. Вот, вы открыли картинку, увидели, что йогин или йогиня делают какую-то позу, вы приблизительно повторили за ними настолько, насколько приятно, приблизительно приняли позу и ждете, набираете время. Пробыли в позе 10 секунд, 20 секунд, столько, сколько позволяет вам тело без дискомфорта. И вдруг в какое-то мгновение начинают идти ощущения, что вам хочется еще согнуться. Без усилия, без напряжения, просто мышцы растягиваются за это время, и вы - раз - и еще нагнулись. Вы приходите к выполнению позы плавным методом через ощущения. Как мама с ребенком, мама - она ласковая, она всегда поддержит, успокоит.


Но наша жизнь такова, что нужно иногда заставлять себя что-то делать. Точно так как маленького ребенка нужно заставлять делать уроки, есть вместо вкусных конфет невкусный борщ. В конце концов, заставлять себя приходить на занятие йогой, хотя не хочется, дел много и времени нет. И как отражение этой стороны жизни существует другой подход - подход папы, или отцовский метод Сознания, когда мы преодолеваем себя. Вот, у вас не гнется, но в конце концов, кто хозяин вашего тела? И вы начинаете где-то себя заставлять. Это метод решимости, метод воли, метод “надо”.


Материнский метод – это когда захотел побыть в позе, “я в ней нахожусь, как что-то не так, я выхожу”. А отцовский метод – “надо сделать!” Опять же, нужно соблюдать здравый смысл, чтобы ничего не хрустнуло, чтобы голова не кружилась, принцип гармоничности незыблем.


Вообще, это философия жизни. Даже когда мы на работу ходим, есть вещи, которые хочется делать, а есть вещи, которые надо делать. В результате мы делаем и те и другие, иначе работа не делается. Аналогичным же образом и в йоге - мы должны сочетать эти два, на первый взгляд, противоположных подхода. Если мы не будем над собой работать, мы ничего с собой не сделаем. Но, с другой стороны, нужно и доверять организму, чтобы он показал, в каком направлении делать. Вот этот принцип в йоге называется «принцип двойственности», или материнский метод Энергии и отцовский метод Сознания.


Как правило, на занятии предупреждают: “Сейчас мы будем делать материнским методом Энергии”, и плавно начинаете выполнять упражнение. Еще раз напоминаю: вы приблизительно принимаете позу и ждете, пока ваш организм изогнется дальше. Если же мы делаем отцовским методом Сознания, мы говорим себе: “Вижу себя таким, как на этой картинке, где йог выполняет упражнение”, и себя заставляем. Только комбинацией этих двух методов познается йога.


А есть ли отрицательные стороны у каждого из этих методов? Можно ли заниматься только материнским методом Энергии или только отцовским методом Сознания? Всю ли жизнь себе что-то позволять или себя всю жизнь заставлять? Если мы всю жизнь, как вы понимаете, себе позволяем, но себя не заставляем, то мы рано или поздно скатываемся в инертность, пассивность, ничего не делаем. И, как правило, такой человек бросает йогу. Если же человек начинает слишком сильно себя заставлять, то поначалу в нем наблюдается подъем, прилив сил. И обратная сторона у этой медали, что на подъеме можно прозаниматься месяц один, другой, третий. А потом вы в одно прекрасное утро проснетесь и буквально с ужасом подумаете, что вам нужно заниматься йогой, потому что вы “перегреете” организм.


Поэтому надо открыть в себе своего внутреннего Учителя, который будет говорить: «Вот сейчас можно себе позволить, а сейчас нужно напрячься». И когда вы приходите на занятие йогой заниматься в группе, как правило, преподаватель все это чувствует (они, как правило, чувствуют всю группу, даже если там много людей, так как сами через это прошли), и они дают такие упражнения, потом другие, третьи, четвертые, и на занятии с преподавателем переключение между методами получается автоматически.


Но у нас на занятия человек ходит в среднем два раза в неделю. Это, конечно же, маловато, если мы хотим получить результат в йоге. Нужно еще и дома позаниматься. И вот там встанет вопрос: а как же нам делать упражнения. И там вы должны применить весь свой здравый смысл, в первую очередь, вспомнить, что никакого насилия над собой, которое может причинить какой-то вред. Это должно быть мгновенно отброшено, йога с таким подходом не имеет ничего общего. Затем, вы должны для себя решить, к примеру: сегодня у вас был трудный день, вы весь день работали, напрягались, себя заставляли. И вот вы приходите домой, вы уже и так перенапрягли волю, и надо, соответственно, дать ей отдохнуть, то есть выполнять упражнения методом Энергии. Вы расслабляетесь, даете шанс ощущениям – выполняете материнским методом. Если же, наоборот, у вас был день-праздник, когда уже не знаешь, чем заняться, ощущаешь вялость, рассеянность, то хорошо в такие дни дать себе такую положительную встряску: «А ну-ка сейчас я сделаю йогу». И тогда лучше выполнять отцовским методом - заставлять себя.


Это основные методы, самое основное. Еще раз и еще раз, ни в коем случае не делайте позы, если они нарисованы на картинке, но для вас неестественны. Или вы читаете какую-нибудь книгу по йоге, там сказано: «Сделай так и так», а у вас не получается и, более того, кажется несовместимым само с собой, значит, и не надо это делать.


Когда придет время, вы сами себя заставите, сами почувствуете, никакого насилия, никаких дисгармоничных действий. Это касается не только Хатха йоги, в йоге есть много разных упражнений. Одни из этих упражнений называются Хатха йога, это статические упражнения, когда человек набирает время пребывания в определенной позе. Эти принципы применимы и для Крия йоги. Что такое Крия йога? Это когда мы начинаем делать одно из упражнений Крия йоги: человек сидит и потихоньку выполняет движение за движением. Это применимо и в дыхательной йоге, о которой мы сегодня уже говорили, когда мы начинаем дышать и отслеживать дыхание. В дыхательной йоге принцип гармонии актуален как нигде. Или вы сели медитировать, и - раз – ноги затекли, заболели. Я понимаю, когда человек занимается год, другой, третий, можно часами сидеть в позе и не замечать. Но когда вы только начинаете делать ту или иную позу в той или иной йоге, то может возникнуть резкая боль или дискомфорт, а они блокируют йогу. Боль и йога несовместимы. «Если есть боль, - как говорит трактат, - нет йоги. Если есть йога, нет боли». Это здравый смысл.


Почему я об этом говорю? На первый взгляд, это очевидные вещи, но ошибок совершается громадное количество, особенно у начинающих. Потому что многим кажется, что йога – это что-то таинственное, неестественная наука, где надо как-то особенно выполнить ту или иную позу. Нет, йога гармонична, мягка, ничего противоестественного от вас не потребуется. Более того, если вы чувствуете, что такие моменты начинаются, то либо не пришло время, либо вы не с того бока подошли к выполнению упражнений.


Также вы должны помнить, что мы не отбираем хлеб у медиков и ученых. Господь Бог придумал медиков и ученых как два серьезных направления человеческой деятельности. Поэтому если какие-то проблемы возникают при выполнении упражнений, то преподаватель йоги в первую очередь должен отсылать к медикам. Еще раз, если Бог их сотворил на этой земле и платит им зарплату, значит, они нужны. Другое дело, что бывают моменты, когда йога может помочь, а медицина – нет. Но это уже оговаривается отдельно. Поэтому если человек приходит с какими-то хроническими заболеваниями, например, с вывихом, травмой, и начинает заниматься, и у него не тянется ни рука, ни нога, ни один здравомыслящий преподаватель йоги никогда не заставит такого ученика продолжать в том же духе. Но и ученик должен тоже обладать здравым смыслом, что если какие-то проблемы сейчас или раньше были, то к этой области нужно относиться немножко аккуратнее.


А где критерий успеха в йоге? Все мы либо занимаемся, либо занимались йогой. Но где критерий, преуспеваем ли мы в йоге или напрасно тратим время. Конечно же, если мы занимаемся йогой, хотим, чтобы процесс шел как можно быстрее. Здесь критерий в йоге достаточно странный, и о нем нужно поразмыслить. Считается, что человек достигает успеха в йоге, когда йога входит в привычку, когда вы чувствуете дискомфорт, если пропустили занятие йоги. Ходили на йогу, и были хорошие ощущения, все замечательно. А пропустили занятие, и вроде как чего-то недостает. Как только начинаются такие ощущения, знайте, что вы уже на достаточно высоком уровне в йоге.


Еще раз, успех в йоге – это только привычка заниматься йогой, а вовсе не то, как вы гнетесь, стоите на голове или скручиваетесь в какую-то замысловатую позу. Йога – это не акробатика. Вот в цирке показывают за деньги акробатов, действительно, чудеса делают, в три узла скручиваются. Но вы должны запомнить, что йога – это не акробатика и, в общем-то, никакого отношения к акробатике не имеет. Получается у вас как-то согнуться, не получается - это ничего не значит, значит только ваш личный опыт. Вчера не гнулся, а сегодня чуть побольше гнетесь, завтра - еще побольше, и так вы доходите до некоего своего естественного предела, который в дальнейшем также преодолевается. Но я хочу подчеркнуть, что если даже вы как гимнаст в цирке научитесь выполнять ту или иную позу с неукоснительной точностью и силой, но при этом у вас не будет привычки заниматься йогой с известной периодичностью, в этом смысле вы в йоге не преуспели.


Есть этому несколько туманное объяснение, но я несколько слов скажу. Согласно учению йоги, мы - люди - представляем из себя более сложную систему, нежели просто набор мышц, костей, нервов. В йоге утверждается, что наше внутреннее устройство намного сложнее. Причем говорят такие вещи, о которых современная наука еще не знает, по всей видимости, это будут открытия ближайшего будущего. Йога говорит о каких-то других оболочках, или телах. Но здесь нужно очень четко понимать: это та же материя, из которой сделано наше физическое тело. В общем-то, все материально, кроме нашего Высшего Я, которое переходит из жизни в жизнь. Лишь оно одно нематериально, нельзя схватить Высшее Я, нельзя его пощупать, нельзя ничего с ним сделать. А все оболочки материальны, вот есть тело, я себя ощущаю, а есть более тонкие оболочки. Например, вы спите и видите себя во сне. Иногда даже очень странно себя видите, в совершенно другой форме, бывают такие сны. Так вот, именно в такие моменты ваше Сознание высвечивает другие оболочки. В этом отношении йога очень серьезно относится к сновидениям, есть даже специальная йога – йога Сновидений. Так что, если кто-то любит излишне спать, можно будет практиковать, чтобы совмещать приятное с полезным.


Итак, привычка – это самое главное. Физическое тело можно поменять. В йоге самое главное – это поменять более тонкие структуры. А вот когда они уже меняются или уже поменялись, то начинает уже меняться и физическое тело. Подобно тому, как вы дышите, подобно этому вы переходите на новый уровень Энергии. Или в сравнении с человеком - человек работал, занимался йогой, она вошла ему в привычку. Разница, как между человеком, который жил в бедности, а потом устроился на какую-то хорошую работу, получает хорошую зарплату. Я подчеркиваю: на хорошую зарплату и может позволить себе. Примерно то же состояние и с йогой: вы получите такой заряд светлого мировоззрения, оптимизма, что вы не захотите от этого отказываться. Более того, если вы не позанимаетесь, то, вроде и руки затекли, и голова немножко мутная. В этом смысле, как только появилась привычка регулярно заниматься йогой, вы уже встали на этот путь. И с каждым днем вы будете только расти. Подобно человеку, работающему на любимой работе, который с каждым годом становится профессионалом в своей области, занимаясь своим делом. Аналогия не очень хорошая, но другую трудно придумать. Та же ситуация и с йогой: даже если у вас что-то не получается, но вы не можете прожить и дня без йоги, знайте, что вы достигли в йоге успеха.


Никогда не комплексуйте по поводу того, что у вас что-то не получается. Вообще говоря, йога и недооценка себя тоже вещи несовместимые. Йога как раз говорит, что внутри каждого из нас заложено такое могущество, такой потенциал, что комплексовать или испытывать какое-то чувство неуверенности по меньшей мере смешно. Другое дело, что мы этого не осознаем, поэтому мы такие зажатые.


Если человек реально начинает заниматься йогой, в нем раскрывается творческий потенциал. Он как-то более адекватно начинает реагировать на мир. И как побочный эффект - и здоровье получше, и голова соображает. Но самое главное, я еще раз подчеркну, - привычка. Вообще говоря, привычка – это ужасное явление. Собственно, всем своим проблемам мы обязаны во многом своим привычкам. Привычки, как правило, формируются с детства, когда мы копируем образ жизни мам и пап. У них была жизнь не сахар, им было не до саморазвития, поэтому мы не самые лучшие привычки скопировали. И эта цепочка передается из поколения в поколение - привычка ничего не делать. Нужно в какой-то момент переломить ситуацию и выработать правильные привычки, которые, наоборот, с каждым днем, с каждым годом помогают вам идти все выше и выше.


Что еще нужно помнить о занятиях йогой? Как и любая серьезная работа, она рутинна, и не следует слишком часто менять упражнения. Вот пускай у вас будет свой маленький комплекс упражнений, свой набор из 3-4 ваших любимых упражнений, как ядро, а все остальное вы по мере надобности будете добавлять, когда тело запросит: теперь вот так, теперь другую позу, теперь дыхательные упражнения, теперь то, теперь сё. И не стремитесь менять упражнения слишком часто. Это типичная ошибка начинающих, когда говорят: «Я знаю это упражнение, мы делали его на прошлом занятии». Это самый негативный, неконструктивный подход. Поверьте, одно и то же упражнение из раза в раз открывает все новые и новые грани. Люди, которые по 20 лет занимаются одним и тем же комплексом упражнений, с каждым годом открывают все новое и новое. Поэтому будьте готовы к известной рутине, но рутине хорошей, она себя окупит. И у вас не будет возникать желание быстро что-то менять.


Почему я об этом говорю? Сейчас по городу Москве много разных центров и школ, течений по йоге. И сформировалась большая группа людей, которая придет в одну школу йоги, там какие-то определенные практики вроде как изучит и все знает. Теперь пойдет в другую школу йоги и там изучит другой подход. Потом в третью, в четвертую, в пятую. А потом говорят: мы знаем всю йогу и ходить вроде бы некуда. Новизна интересна, это понятно. Но в погоне за новизной такие люди начинают бегать по кругу. Я достаточно давно преподаю йогу и очень часто с этим сталкиваюсь. Это очень серьезная ошибка, потому что такие люди думают, что знают йогу, но, на самом деле, они ее не знают. Более того, они даже не приблизились к пониманию йоги. Йогой надо позаниматься одними и теми же упражнениями не меньше года, чтобы понять, что это такое. Обычно полгода идет привыкание, как минимум, и только через год ты начинаешь понимать.


Конечно же, следует знать все подходы в йоге, не зацикливаться только на своей школе, а также смотреть, что делают другие люди. Ведь у каждого свое тело, каждому нужен свой индивидуальный подход, свой личный стиль, который нужно искать. Но если нашли, не чередуйте, не меняйте быстро, иначе вы не получите результат.


Это совет и тем, кто преподает йогу. Потому что обычно преподаватель хочет удивить своих учеников, которые к нему приходят. Это естественное желание, любой преподаватель хочет дать больше в сжатое время: и то, и се, и пятое, десятое. Но это ошибка. Хорошее сравнение: многие из нас были в бане, в сауне, мы ведь в баню идем не за новизной, не за тем, что она будет там перестраиваться, мы идем за ощущениями, где-то даже прогнозируемыми. То же касаемо йоги - мы должны ходить на занятие не за ожиданием новизны, а за более глубоким раскрытием того, что и так уже знаем. Поверьте, с каждым занятием даже самые обычные упражнения откроются все полнее и сильнее.


Поэтому, мой вам совет – не частите, потому что получается ни там, ни там. И часто бывает, что вполне вменяемые люди, подающие серьезные в плане йоги надежды, начинают метаться, им и то хочется попробовать, и это. Это нормально, но надо выбрать свое для себя, как основную еду, а что-то - на десерт. Можно перепробовать много разных школ, но для себя выбрать одну, иначе будет несварение желудка, как если поглотить сразу много разнородной еды.


Кстати, касаемо еды и вообще образа жизни. Бытует множество самых невероятных мифов на эту тему, самых фантасмагорических. Более того, иногда они прямо противоположны. О чем говорит наша школа йоги, наша традиция йоги? Если вы только начинаете заниматься, ведите тот образ жизни, который вели до того, как начали заниматься.


А то как у нас обычно бывает: человек начинает с понедельника менять полностью свою жизнь: “Диету такую-то, я должен этого избегать, этого не делать”. В нашей школе йоги это считается неразумным. Вот придет время и правила придут сами собой.


Как правило, много вопросов задают по такой серьезной теме, а можно ли употреблять мясо в пищу? Ответ такой: кушайте то, что вы кушали до того, как начали заниматься йогой. Поверьте, придет время, и вам просто не захочется какой-то еды. Поэтому насильно заставлять себя быть вегетарианцем или придерживаться каких-либо узких диет - в этом нет необходимости и смысла. Если организм требует своего, давайте это.


Все это за одним маленьким исключением: если вы занимаетесь специальными йогами, которые, как правило, преподаватель будет обозначать, что это специальная йога, и если вы, допустим, захотите углубленно ею заниматься, то там диета будет очень строгой, очень выверенной на протяжении веков, какие продукты стоит кушать, какие не кушать, дабы быстрее достичь успеха. Но это отдельные положения, специально будет об этом сказано. Если же ничего специально о диете не говорится, кушайте все то, что вы ели раньше.


То же касается курения, очень часто встречающийся вопрос: «Насколько это повредит или не повредит?». Еще раз, вы должны помнить, что йога – это наука древних мудрецов со здравым смыслом. Кажется, жизнь изменилась, на самом деле, ничего не изменилось – другие декорации, а проблемы, как и 5 тысяч лет назад. Как сказал классик, йога - это наука возможного. Есть упражнения, которыми вы начнете заниматься, и со временем ваша зависимость, в том числе и от курения, сама собой пропадет. Но себя насиловать, начинать новую жизнь с завтрашнего дня неразумно. Помните, как у Марка Твена: «Что может быть проще, чем бросить курить, я сам это делал сорок раз». Человек начинает заниматься йогой, бросает курить, его хватает на две недели, и он бросает потом все вместе. Это неразумно.


Поэтому, ведите во всех областях жизни тот же самый режим, который вы вели до этого. Но с течением времени, как показывает опыт и говорят древние тексты, вы вдруг еще раз начнете себя ловить на мысли, что от какой-либо вредной привычки вы захотите отказаться. Даже не то, что отказаться, а не захотите ее применять. Все само естественно приходит. Конечно же, к некоторым негативным привычкам следует применять волю. Но воля – это очень сильное оружие, и его нужно тоже дозировано применять, подготовившись, а не отдавая себе легковесные указания: «А ну-ка, с понедельника я не курю». Природа человека такого не прощает.


Из истории известна поговорка Наполеона: “Армии нужно отдавать такие приказания, которые будут заведомо выполнимы. И тогда в самый трудный момент ты можешь дать нереальное указание, невыполнимое, но армия это выполнит”. Это можно один в один переносить на наше тело, на наши дурные привычки, на наш дурной характер. И если вы собрались себе дать приказ избавиться от чего-то, то не делайте легковесных указаний, а хорошо к этому подготовьтесь. Только после этого примените волю и победите. Иначе с каждым невыполненным указанием организм все меньше вас слушается и от негативных привычек не избавится. Поэтому насилие над собой нужно дозировать (в иносказательном смысле).


То же касается и сна: спите, сколько вам спится. Опять же, типичная ошибка: люди покупают книги по йоге, где сказано, что человек должен встать в четыре утра и практиковать йогу до шести. И вот бедные наши люди, которым еще на работу после этого идти, начинают вставать и практиковать. И никак они не могут понять, что указания эти сделаны для Индии, где, во-первых, в другое время суток невозможно заниматься - очень жарко, а во-вторых, вся размеренная жизнь там достаточно патриархальна, люди достаточно рано ложатся. И проснуться в четыре часа утра для них так же естественно, как для нас проснуться, когда мы привыкли вставать. Мы же с вами ведем совершенно другой образ жизни, наш режим смещен. Поэтому насиловать себя в плане сна необходимости нет. И всякое указание даже из самой авторитетной и уважаемой книги нужно пропускать через здравый смысл и помнить, для кого эта книга была написана.


Вопрос: Люди приходят на занятия, чтобы похудеть. Какие советы можно дать?


Еще раз хочу повториться и сказать, что если Господь Бог дал вам полное тело, вот и дорожите им. Это, конечно, не говорит, что не нужно над собой работать. Но и не следует это превращать в маниакальную идею. Это во-первых.


Во-вторых, себя надо держать в форме. Но, к сожалению или к счастью, что-то определяется генетически, и комплексовать по поводу своего тела – это самое настоящее безумие. Хотя, опять же, не буду лукавить, в йоге есть методы, которые достаточно жестко и сильно перестраивают организм. Есть специальные практики, как правило, это группа перевернутых поз, в которых даже есть указание, что когда вы будете достаточно долго практиковать известную позу (не буду сейчас ее называть), то вам дается в обязанность усиленно питаться, потому что этот эффект может быть настолько сильным, что даже повредит организму.


Поэтому подход к тому, чтобы привести свою фигуру в ту форму, которую вы хотите видеть, следующий: во-первых, нужно свое тело, данное нам, любить. Йога вообще считает, что тело наше – это самая большая драгоценность, которую мы имеем в жизни. Поэтому к этой данности нужно относиться весьма и весьма лояльно, весьма и весьма внимательно. Если же мы хотим сделать красивую фигуру, что приводит многих в йогу, то йога на это говорит, что такая возможность есть, и со временем занятия в особенности Хатха йогой и Крия йогой вам это дадут. Но вы должны помнить, что это придет как подарок, как побочный эффект, ведь цель йоги в другом. Но, как ни странно, некоторые упражнения срабатывают таким образом, что люди теряют лишний вес или какие-то другие моменты в своем организме исправляют, и это отчасти статистика.


Почему же тогда все, кто занимается программами по сбрасыванию лишнего веса, не вооружились йогой, почему она на каждом углу не используется в этих целях? Ответ банальный и простой. Во-первых, мало кто знает, что такое йога. Хоть йога сейчас на каждом углу, реальную йогу знают очень мало людей не только у нас, но даже и в Индии. Вообще, это типичная ситуация, когда, как правило, у нас в стране я встречаюсь с индусами, которые родом из каких-то йоговских святых мест, они никогда сами не занимались, более того, даже не представляют, что такое йога. Так вот, первая причина -эти все не знают, что такое йога. Йога – это не открытая наука в полном объеме, всех ее нюансов никто не знает. Во-вторых, что такое хорошее тело? Это благая карма. Что такое тело, которое нас не устраивает по той или иной причине? Это не очень благая карма. Здесь нет противоречий. Мы должны гордится телом, которое есть, но если мы им недовольны, значит, у нас уже что-то по-другому заложено, мы себя по-другому видим. И другая причина, почему это никто не применяет, это извечная, обычная, банальная человеческая лень, потому что йогой надо заниматься.


Вообще, в йоге сказано (это один из основных принципов), что если ты что-то имеешь в нынешней жизни, то ты очень хорошо поработал в прошлой жизни, чтобы это получить. Если кто-то из наших друзей обладает какими-то качествами, которые мы не имеем, но хотели бы иметь, будьте уверенны, ваши друзья уже очень хорошо попотели в прошлой жизни. И в то же время йога говорит, что ничто не мешает и вам в этой жизни попотеть и достичь того же самого результата. Но, понятное дело, что никто не хочет потеть. Гораздо легче выпить какие-то медикаментозные средства, которые, допустим, за три дня что-то сделали, но в кармическом плане если ничего не делаешь, ничего и не получаешь. Поэтому можно достичь трехминутного эффекта, а иногда и с последствиями негативными.


В этом смысле мы должны настроиться в йоге на конструктивное, деловое отношение, что нужно честно делать свое дело, надо честно заниматься своим телом, и тело отплатит.


Еще одна причина - все ищут чуда. Чудеса есть в этом мире, их очень много. Но в то же время в это мире есть закон кармы: что посеешь, то и пожнешь. В этом смысле наш мир это очень интересная смесь – чудеса перемешаны с законом кармы. С одной стороны, мы свободны и можем делать с собой все, что захотим. А, с другой стороны, обусловлены, завтра нужно идти на работу. Откуда взялась эта часть кармы, обусловленности? Это предыдущая жизнь. Откуда взялась какая-то часть свободы? Опять же, из предыдущей жизни. Все, что нам не нравится - это наша негативная карма, все, что нам нравится – это позитивная карма. И то, и другое – карма, то есть последствия своих действий.


Был вопрос о цели йоги. Есть такая наука, называется "Карма йога", и там очень интересный подход. Карма йога учит, что цель йоги, чтобы человек не имел отрицательной кармы, и в то же время - это очень интересный поворот - чтобы не имел и положительной кармы, чтобы человек вообще был вне кармы. В этом - цель йоги, а не в приобретении благой кармы и устранении негативной. Благую карму, конечно, надо приобретать и избавляться от негативной тоже надо, но смысл - отказаться от кармы вообще. Чтобы вы завтра проснулись и осознали, что на работу ходить не надо не потому, что не надо, а потому, что вы уже владелец того заведения, где вы работали (очень корявый, конечно, пример).


Вот эти основные принципы я прошу любить и помнить. Более того, мы эти принципы начали рассматривать вроде бы для начинающих. Поверьте мне, эти принципы даже в большей степени нужны для людей, которые давно занимаются йогой, потому что иногда с годами замыливаются основные моменты.


Вопрос: Вы рекомендовали для начала сформировать комплекс упражнений. С него начать? Можно по видеокассете заниматься? Сколько должна занимать практика в условиях ограниченности во времени?


Во-первых, я бы порекомендовал вам походить на занятия, потому что в йоге кассета больше подойдет в помощь тем, кто уже ходит на занятия, чтобы дома дополнительно практиковать. Это как конспект: можно от руки писать, а можно купить книжку; у нас там есть наверху фильмы упражнений, которые мы делаем. Их, безусловно, нужно периодично пересматривать, более того, что-то в них добавлять. Но все-таки лучше основу выработать в группе, а видеоматериалы использовать как добавочный вариант. Если совсем беда со временем, то на свой страх и риск приходится изучать и по фильмам. У нас есть фильм, который как раз сделан как самоучитель, кое-какие слова в этом фильме сказаны. Называется он "Самоучитель по Хатха йоге", вероятно, стоит с этого начать.


В общем и целом, если бы вы занимались в течение 40 минут в день, это было бы чудесно. Если же вы не располагаете таким объемом времени, то хотя бы минут 15-20. Я реалист, я знаю современную жизнь, понимаю, что иногда и это тяжело. А если время позволяет, то человек занимается часа полтора. Примерно столько же, сколько у нас занятия идут - час-полтора, иногда два.


В вопросе выбора упражнений есть свои нюансы, но это больше вопрос вашей интуиции - как идет практика. Но если вообще никак с интуицией, то, конечно, можно и нужно заниматься в том числе и по кассетам.


Я открою вам секрет - мы так и делаем. Выезжаешь за пределы Московской области, там йогой и не пахнет. А у людей нет возможности к нам приехать, равно как и у нас - к ним. Сейчас интернет появился, но тоже - не везде. К книгам тоже много вопросов. Поэтому мы и сделали эти фильмы, чтобы и люди, живущие в каком-нибудь медвежьем углу, не имеющие никакой информации, могли бы познакомиться с йогой (у нас есть самоучители по разным йогам).


Если вы будете искренни, если будете открыты, если будете уповать на Облако школы, даже если вы пока еще его не совсем ощущаете, то вы получите хороший результат. Сделайте шаг, помогите людям узнать йогу, и Вселенная поможет вам и быстрее придет.


Но звучит другая точка зрения - как же я могу учить, если я сам еще запутан? Или по-другому сформулировано: сначала я должен просветлиться сам, и лишь потом, когда я стану, как Будда, вечно улыбающимся, только тогда я начну учить других. Это очень тонкий эгоизм, очень завуалированный, благородный, но это - эгоизм. Как правило, человек, который придерживается такой позиции, лишает себя многих-многих йог, то есть во многих йогах он не достигает результата. В частности, скандально известная на Западе Тантра йога. Почему скандально? Потому что сейчас у нас с ней ассоциируется невесть что. Но это йога, в первую очередь, для человека так называемого склада Вира, или героя, то есть человека, готового сделать хоть что-то реальное, а не ждать, пока все его проблемы решатся, и только тогда он поможет другим.


И всегда, не забывайте - ахимса.

Если видео на youtube не работает, вы можете посмотреть лекцию здесь:


Скачать текст лекции в формате WORD


Последнее изменение: четверг, 20 августа 2020, 09:52