Занятие 3.
Наше Я, Жадность

2008.11.08 Открытая йога


Слушать:

.


Смотреть:

Скачать Скачать


План

· Природа Высшего Я и возникновение реакций на внешние раздражители.

· Что такое жадность и чем она опасна.

· Использование жадности для духоного развития.

· Высшее знание как лекарство от жадности.

· Вопросы и ответы.

Наше Я и Жадность

«Доктор, дайте мне таблеток от жадности!

Да побольше, побольше!»

Анекдот.

Мы, люди, все вместе в одно время прошли определенный этап эволюции и достигли состояния человеческих тел, и это означает, что при всем нашем разнообразии некоторая часть нашей кармы - общая. Более того, если мы с вами живем в одинаковых условиях и проявляем себя схожим образом, то это также говорит о подобии нашей кармы, о нашей общей предыстории. Давайте вспомним, что это за глубинная общая предыстория, с чего начинается путь любого живого существа во Вселенной.

Абсолют создал Майю (иллюзию), которая действует на наше Я таким образом, что мы впадаем в состояние неведения и не можем осознать себя, понять, кем же мы являемся на самом деле. Но свято место пусто не бывает, и наше Я в попытке постичь себя начинает привязываться к своим проявлениям, считать себя ими. Существуют два таких проявления, они абстрактны и запредельны, но все-таки на уровень ниже по сравнению с Я. Одно проявление называется Энергией, другое - Сознанием. Таким образом, наше Я вследствие неведения начинает отождествлять себя со своими проявлениями и цепляться за них, как если бы человек вдруг начал цепляться за свою тень. Но в зависимости от того, где человек идет, его тень может меняться, аналогично этому проявления нашего Я могут варьироваться, проявляться то так, то эдак, то вообще никак. И несмотря на то, что наше Я в принципе не подвержено смерти, оно начинает бояться, что настанет состояние пугающей неизвестности, когда исчезнет то, чем оно себя считало. И вследствие ошибочного восприятия возникает очень интересный эффект: заложенное в нас желание быть всегда трансформируется в страх смерти. Именно с этого момента можно говорить об инстинктах самосохранения, когда живое существо всеми силами пытается избежать смерти.

С нашим телом, действительно, могут случаться разные нехорошие вещи, но тело, как одежда, которую мы сбрасываем в одной жизни и надеваем в другой. В древних трактатах говорится, что при занятиях йогой возникает фантастическая способность генерировать тела, когда, по сути, и тело становится бессмертным. По мере осознания истинного положения вещей появляется еще более странная способность - воспроизводить и управлять одновременно многими телами. В полной мере умение управлять чем-то приходит к нам с осознанием, что мы этим чем-то не являемся. И так, осознанием своего бессмертия, йогин может преодолеть чехарду рождений и смертей, сделать свои проявления сколь угодно долгими. Очень заманчивая цель и повод заниматься йогой, ведь на кону само бессмертие! Но как показывает практика, люди, которые, действительно, серьезно занимаются йогой, не цепляются за эту способность.

Таким образом, мы с вами цепляемся за жизнь из-за страха разрушения иллюзорной картинки, чтоспособствует тому, что мы эволюционируем из жизни в жизнь, потому что страх смерти - это очень хороший кнут, который гонит нас из жизни в жизнь и заставляет развивать разум.

Далее, после возникновения желания жизни можно говорить о симпатиях и антипатиях. Понятно, что всё, что угрожает нашему телу, нашим проявлениям, которые мы считаем собой, вызывает в нас бурю негатива, а всё, что помогает - бурю позитива. Несмотря на то, что с формальной точки зрения меня нельзя убить, я буду испытывать отрицательные чувства к разбойнику, который нападет на меня. Ведь он может повредить моему проявлению в этом мире! А про то, что мое Я убить невозможно, я не помню и не знаю, поскольку введен в заблуждение Майей. Поэтому, завидев злого разбойника, я даю стрекача, убегаю в ближайшие кусты и прячусь. И, напротив, я буду любить, ценить и уважать человека, который делает что-то полезное для моих проявлений, к примеру, накормит меня вкусным обедом. Так в человеческой жизни возникают симпатии и антипатии, ненависть и любовь, которые и определяют наше дальнейшее поведение. Мы убегаем от того, что приносит вред нашим проявлениям, нашим телам, и стремимся к тому, что делает их сильнее и независимее. Но и здесь мы в полной мере не понимаем, что истинно, а что ложно. Просто однажды получив какой-то опыт, мы бездумно тиражируем его на все последующие случаи, и иллюзия уплотняется. Любое же наше действие оставляет после себя эхо, или отпечаток, который рано или поздно возвращается. Как аукнется, так и откликнется - закон кармы. В результате мы имеем живых существ, которые не догадываются о том, кем они являются на самом деле. Живых существ, которые боятся умереть, хотя они бессмертны. Живых существ, творящих по глупости нехорошие вещи. И вот, у этих живых существ вырабатывается комплекс однотипных реакций на раздражители из внешнего мира. На прошлом занятии мы рассмотрели реакцию ревности, сегодня рассмотрим жадность.

Итак, жадность - это состояние, когда нам кажется, что нам чего-то мало, и, как следствие, мы проявляем скупость. Нам кажется, что если мы что-то отдадим, то, во-первых, у нас убудет, а, во-вторых, мы этого можем никогда не получить обратно. Возникает жадность в том случае, если душа переживала нужду, помнит отрицательную ситуацию и боится ее повторения.


5/3


Схема-памятка 1. Как возникает жадность.


Испытав в свое время недостаток, например, в пище, во внимании со стороны окружающих, в средствах существования, мы становимся прижимистыми, и это кажется разумным – оградить себя от повторения таких ситуаций. Но в результате мы забываем, что весь наш мир – поток, всё в нем должно вовремя приходить и вовремя уходить. А если поток нарушается, скажем, если старое не уходит, то куда новому приходить? Как говорится, бесполезно лить воду в полный стакан. Получается, что жадный человек, цепляясь за старое, сам блокирует то, что посылает ему Вселенная, при этом еще и говоря себе: «Правильно, что не потратился! Правильно, что я такой жадный! Не был бы жадным, потратил вчерашнее, сегодня вообще б ничего не было!» - тем самым утверждаясь в правоте своей жадности. И он не понимает, что сегодня ничего нет только потому, что он вчерашнее не потратил. Таким образом, образуется замкнутый круг, который затягивает нас и заставляет вращаться в одной и той же плоскости.

Допустим, мы пережили острую нехватку денег. Девяностые годы, рухнул Советский Союз, тяжелые времена. Даже профессора и академики, я помню, нищенствовали в буквальном смысле слова. Понятно, что потом, когда появляется хоть малейший источник денег или каких-то материальных ресурсов, человек хватается за него мертвой хваткой. Потому что он помнит, как было плохо, и всей своей шкурой ощущает, что это может повториться. С другой стороны, как только он за что-то схватился, ему следующее уже не приходит. И человек замирает на определенном уровне, в стабильно бедном состоянии.

Еще раз, закон Вселенной следующий: чем больше через себя прогоняешь, тем больше тебе дается. Тебе что-то пришло, и если ты с толком, с умом это потратишь, следующая порция будет крупнее. В советские времена наша плановая система так работала. Выделят директору завода фонды средств, и, не дай Бог, он не потратит их к отчетному периоду, так можно было и должности лишиться. А почему не осваивали? Исключительно по глупости, не знали, куда девать.

Обратите внимание на успешных бизнесменов. Успешные бизнесмены отличаются скрупулезностью, но жадностью - никогда. Я сейчас имею в виду успешных бизнесменов, а не тех, кто разбогател кармически, другими словами, хапнул, или, как это называется у нас в стране, «приватизировал». И вот «приватизировал» хапуга хорошее предприятие, он его не строил, не выкупал, просто на халяву схватил и теперь боится потерять, демонстрируя жадность. Настоящий бизнесмен, который построил свое дело с нуля, очень легко ко всему относится, потому что в крайнем случае он всегда может все начать сначала. Однажды ведь он это уже сделал, и нет у него жадности, нет страха, а есть знание, что Вселенная никогда не замирает, она динамична, как река.

Цель эволюции - расширять Сознание и Энергию. У нас есть сознание и энергия, они маленькие, но если мы правильно ими распорядились, в следующей жизни они станут больше, если опять правильно распорядились - еще больше и так далее, а там, глядишь, уже в теле животного живем. Правильно прожили жизнь в теле животного - хоп, заслужили тело человека. Выработали в теле человека правильное отношение к жизни - хоп, мы уже преуспевающие бизнесмены. Человек, который открыт и ничего не боится, ни за что не хватается, очень хорошо чувствует мир и может выстроить такую схему, чтобы и всем хорошо было, и самому в накладе не остаться. У него есть внутреннее ощущение полета, свободы и нет страха, потому что он много раз испытывал и моменты падения, и моменты взлетов. А если нет страха, то и жадность сама собой уходит.

У меня был один товарищ, который несколько раз богател, причем сказочно, и всё это потом летело у него в тартарары. Один раз, второй, сейчас он остепенился, семьей обзавелся, детьми, больше не делает резких телодвижений, вышел на ровный уровень. И вы знаете, он был абсолютно одинаков, независимо от того, дырка от бублика у него в кармане или пачка денег. Почему? Не было страха, не было жадности. Если у него нет денег, то он честно говорит об этом собутыльникам на их приглашение пить водку, а в определенной среде это часть работы, мол, пойду, только если вы заплатите. Проходит какое-то время, и уже он всех таскает по элитным заведениям. При этом внутри он не меняется, потому что понимает, что взлеты и падения – это всего лишь правила игры. У него нет заначки на черный день, потому что он понимает, что если действительно настанут черные времена, то и заначка не спасет. Деньги должны работать, крутиться и приносить другие деньги, в противном случае они исчезают.

Жадность может проявляться в чем угодно. Есть люди, которые говорят: «А чего это я буду на других людей тратить свою энергию, свою силу? Начну им добрые слова говорить, потом устану, мне будет плохо». Опять же, это приводит к тому, что речушка пересыхает и превращается в болото. Если предыдущие силы не потрачены, зачем тебе новые давать?

Преподавая йогу, я столкнулся с жадностью в распространении знаний. Получил человек знание йоги, увеличил свою харизму, стал преуспевать в жизни, причем сам это знание получил как подарок. И дается ему отмашка: «Василий, ты теперь всё знаешь, напиши-ка брошюрку или выступи с лекцией для всех желающих, расскажи секреты своего успеха в жизни людям!» Пошел Василий, вроде всё сказал, но самую главную мантру не озвучил. «Как же так, Василий? Почему не озвучил?» И тут начинаются очень странные разговоры, мол, публика собралась и такая, и сякая, не доросли они еще. Но ведь Василию не тестировать людей надо было, а передавать знания. Откуда у него полномочия определять, кто заслуживает знание, а кто нет? Просто вспоминает такой Василий, каким он сам был глупым, бедным и голодным, и теперь с высот кажутся ему все вокруг недоросшими, существами второго сорта, незаслуживающими знания. «Пусть пострадают, поучатся, пройдут все мыслимые и немыслимые посвящения в йоге», - думает он. А на самом деле, всё гораздо прозаичнее: за таким поведением стоит жадность. Одно дело - делиться знаниями абстрактными, а другое дело - делиться знаниями конкретными, которые реально работают, и ты на своей шкуре убедился, что они реально работают. Потому что если я располагаю информацией (напротив МОЙУ расположена российская товарная биржа), как торговать акциями и на какие фишки ставить, то я очень быстро стану богатым. Негативные тенденции жадности инстинктивно хватают эту информацию, пользуются, радуются и веселятся, и не понимает Василий, что следующая порция знаний к нему уже не придет. Потому что для Учителя это было бы нарушением Второго принципа йоги - вкладываться в человека, который станет последним звеном, не понесет знания дальше.

Злые языки даже утверждают, что именно по причине жадности йога до нас дошла в таком куцем виде. Некоторые индусы даже сейчас пытаются обрезать знания и не давать их на Запад. Пусть лучше у нас в храме манускрипт лежит, чем давать его этим бездуховным и глупым американцам. Пусть лучше умрет моя святая правда, мой вересковый мед. Вроде как и соображения хорошие, в недостойные руки знание нельзя давать, но, с другой стороны, знание вообще теряется. Если человек жаден, значит, он не верит в свое Я! А уж йогин, как никто другой, должен понимать, что источник всего знания, всего могущества заключен внутри нашего Я. И всё, что приходит к нам извне, когда-то кем-то было получено изнутри, и каждый из нас может это знание переоткрыть.

Теперь то, что касается жадности прагматично-материальной, жадности к еде, к деньгам, к предметам. Ужасное зрелище, когда два бомжа дерутся за место под солнцем, за место, где просить милостыню. Или два бедных человека делят какие-то шмотки. Запомните, бедность и жадность всегда идут рука об руку, потому что это звенья одной цепи, как курица и яйцо. Наше Высшее Я ни в чем не нуждается, и если вы раскроете его, избавитесь от неправильных воззрений о себе самом, то исчезнет страх, кнут. Вы не задумывались, почему люди работают? Существуют три типа людей: одни работают из-за страха - это самый низкий уровень, другие из-за вознаграждения - это средний уровень, уже очень неплохой. Но на высшем уровне те, кто работают и не из-за страха, и не из-за вознаграждения, а потому, что работа должна быть сделана, им интересно работать.

По мере того, как мы преодолеваем иллюзию в отношении того, чем мы не являемся, уходит страх. За страхом уходит жадность, которая ограничивала простор нашего мышления, и мы начинаем видеть миллиард возможностей, как обогатиться и развернуться. Таким образом, богатством побеждается жадность, но, в то же самое время, чтобы достичь богатства, надо отказаться от жадности. А если богатство придет пока вы еще не отказались от жадности, то оно станет, скорее, проклятием. Каждую секунду вас будет преследовать страх, как бы кризис не случился, как бы воры не обворовали и так далее.

Итак, жадность присутствует во всех нас, потому что мы все прошли примерно одинаковый путь. Ну, а в дальнейшем жадность надо преодолевать. Один человек борется с ней уже несколько жизней, и про него говорят, что он абсолютно не жадный. Но это он сам себя таким сделал. Если мы чувствуем в себе жадность, то это прекрасный повод для работы над собой! Использовать в своем духовном развитии можно и должно абсолютно всё, в том числе и чувство жадности. Другое дело, как правильным образом направить эмоции, которые возникают у нас в связи с жадностью, и это очень интересная тема.

Если вы почитаете древние индийские мифы, да и не только индийские, то обнаружите, что во многих древних культурах было понятие жертвы, которую приносят богам или духам, чтобы умилостивить их и что-нибудь получить. Поскольку любая религия, в первую очередь, отражает внутреннее состояние человека, то в зависимости от развитости общества меняется понятие жертвы. Если мы говорим про людоедов-каннибалов, то для того, чтобы их кровавые боги обратили на них внимание, они тащили на алтарь своего соплеменника. Если же это более развитые религии, то жертвой уже становилось, скажем, стадо коров. В любом случае, приносят в жертву то, что дорого, то, что вызывает жадность, то, что хочется оставить себе, а не разбрасывать направо и налево. Такой торг, на самом деле, является одной из самых ранних попыток использовать чувство жадности в своем духовном развитии. При жертвоприношении происходит разрыв ассоциативных связей, и высвобожденная энергия склонна образовывать новые, более мощные ассоциативные связи по притяжению желания. Изначально в нас заложена способность осуществлять любые желания, но поскольку мы придумали их огромную кучу, то они выстроились в очередь, и какое-то конкретное желание осуществится не ранее, чем все предыдущие. На всё и сразу не хватает ни сознания, ни энергии. А тут мы взяли, оторвали от сердца хорошую и новую погремушку, пожертвовали ее на алтарь, тем самым мы высвободили часть энергии и сознания и перенаправили их на исполнение желания. Это так называемая тема аскетизма в йоге, как заставить желания исполняться быстрее.

Жадность - очень мощное, затратное чувство, и надо много сил, чтобы постоянно поддерживать ее в себе. Случаются ситуации, когда человека перестает интересовать какая-то тема не потому, что он перестал быть жадным, а потому, что у него на жадность не хватает сил. И это гораздо хуже, это приговор. А пока есть острое чувство жадности, пусть одна наша часть упивается ею, а другая трансформирует всю мощь жадности в наше духовное развитие. Именно в этом мудрость йоги.

Самое надежное и глубинное лекарство - это высшее знание. Всё зло - в неведении того, кем мы являемся на самом деле. По мере того, как мы преодолеваем это неведение, исчезают сами предпосылки возникновения жадности. Если мы получаем правильные знания в отношении того, кто мы на самом деле, тем самым подпиливается сук, на котором сидит неведение. И в один прекрасный момент неведение – бух, и отвалилось. Поэтому с жадностью можно бороться не только лобовым столкновением в виде пожертвования своей хорошей новой погремушки, которая дороже жизни. Мы часто, проходя мимо тех, кто собирает пожертвование, поковыряемся в кармане, копеечек самых маленьких, что ни в одном магазине не принимают, насобираем и отдаем, чтобы они в кармане не звенели. Вроде и совесть чиста, и ничего не потратил. Это не работает, жертвовать надо то, что дорого вам, но многим это тяжело. И поэтому они идут обходным путем, как бы в тыл врагу засылают диверсионный отряд, который подрывает оборону. Это путь знаний!

3/3


Схема-памятка 2. Как бороться с жадностью.


Из зала: Вы говорите, что жадность проявляется везде…

Нет, друзья, не везде. Юноша влюбился в девушку, во имя ее он готов пожертвовать даже своей жизнью, какая тут жадность?

Из зала: Возьмем, например, шахматы. Учитель пытался научить ученика, а ученик не может продвинуться и нести знание дальше.

То есть тупой ученик?

Из зала: Да, тупой ученик. Здесь и жадности нет, и результата нет.

Ученик еще на уровне тупого животного, он эволюционно не поднялся, разум не развил. Понимаете, от коровы бессмысленно ждать жадности в отношении того луга, где она пасется, она просто не представляет, что эта трава может кому-то принадлежать. Но если начать вырывать у нее траву изо рта, то тут до нее что-нибудь дойдет.

А что касается тупых учеников, то это больная тема любого учебного заведения, в том числе и Открытого Йога Университета, но не будем зазнаваться, все мы когда-то были тупыми учениками. Тут вопрос кармы: надо прожить в теле тупого ученика пять жизней, чтобы на шестую родиться в теле ученика умного. Возможно, в прошлой жизни человек не увлекался шахматами, поэтому в этой жизни не делает быстрых успехов, а кто-то последние двадцать жизней только и играл в шахматы, больше ничем не занимался, поэтому в этой жизни он демонстрирует рывок. Но если глупый ученик подумает о том, какой гигантский приз он сможет завоевать, если победит в соревновании, то жадность заставит его не спать, не есть, а тренировать свои навыки в шахматной игре, изучать расклады, партии. И жадность станет двигателем, который заставит тупого ученика поумнеть.

Вопрос: Вы говорите про необходимость давать знания. А сами только по субботам бесплатно лекции читаете, а остальное ведь платно?

Друзья, я вам больше скажу, в нашей школе йоги есть положение, что бесплатно мы никого не учим. И даже когда я бесплатно читаю лекции, на самом деле, я блюду свой очень коварный, очень шкурный интерес. На лекции приходят люди, которые мне нужны в качестве будущих преподавателей йоги, и я получаю возможность выбирать. Можно потратить энную сумму денег и разместить во всех газетах рекламу, что набираются курсы по подготовке преподавателей йоги, придет масса людей, большая часть из которых - невменяемые маргиналы, с которыми тяжело общаться. А можно не тратить ни копейки, а объявить, что будут бесплатные лекции и смотреть, у кого как глаза светятся, кто какие вопросы задает, кто этой темой интересуется. Таким образом, я экономлю большую сумму денег. Думаете, мне делать нечего, просто так лекции читать? У меня много учеников, аспирантов, студентов, и, пока я даю вам сейчас знания - энергию и сознание - они не дополучают.

Вопрос: Почему не дополучают, если во Вселенной всё в равновесии?

Уж не знаю, о каком равновесии вы говорите, но если я кому-то чего-то не скажу, то он от меня это и не услышит. А на самом деле тема платного и бесплатного очень серьезная, можно даже отдельную лекцию этому посвятить. В йоге есть две тенденции, одинаково омерзительные, одни начинают кричать: «Да мы такие бессребреники!» В результате они йогу двигать не могут, потому что надо арендовать помещение, а у них денег нет, и на них йога обрывается. А другие, наоборот, слова не скажут, пока по десять долларов не заплатите.

Вопрос: Справедливо ли сказать, что глубинные основы ревности - та же жадность, то есть желание счастья для себя через другого человека?

Да, абсолютно правильно вы подметили. Вообще, все отрицательные чувства сводятся к неведению. Боязнь потерять, основанная на ложном представлении о том, что всё, что я имею, случайно. А раз случайно имею, то, если потеряю, никогда не восполню. Это приводит к ревности. И вот, уже юноша боится, что девушку уведут, и жизнь его превращается в кошмар, постоянная угроза того, что найдется Дон Жуан, который девушку уведет, висит над ним, как дамоклов меч. Или противоположная ситуация может случиться у девушки. Поверьте, если эта девушка действительно ваша или этот юноша именно ваш, то никто и ничто не сможет вас разлучить, и тогда исчезнет сама предпосылка ревности.

Вопрос: Вы сказали, что хуже, когда пропадает желание жадности, поясните, пожалуйста.

Пока в нас есть эмоции, даже такие отрицательные, как ревность, жадность, это говорит о том, что мы живы. Много хуже, если мы настолько погрязли в неведении в отношении самих себя, что довели свои проявления - энергию и сознание - до состояния, когда они на ладан дышат, непонятно, жив человек или умер, а его просто похоронить забыли. Мы помним, что в йоге нет разделения на хорошее и плохое, а лишь на уместное и неуместное. Если энергия или что бы то ни было, проявляется уместно – очень хорошо, когда неуместно – очень плохо. А если у человека вообще нет никакого потенциала? Приходят люди амбициозные, сильные, но глупые, ревнивые и жадные - в них есть потенциал, который заставит их со временем измениться. А если приходит человек, лишенный энергии, импульса жизни, непонятно, то ли он человек, то ли он еще животное в теле человека, а это уровень такой тупости, с которым еще рано работать. Сначала кнут должен развить разум, который подтянет энергию и сознание, возникнут эти жгучие эмоции, и только потом можно будет с ним работать.

Вопрос: Но желания продлевают круг сансары и оттягивают достижение самадхи.

Положение о том, что желания препятствуют наступлению самадхи, с одной стороны, формально правильное, но дело в том, что отказаться от желаний вы сможете, лишь достигнув состояния, когда моменты формулировки желания и его реализации будут совпадать. У великого святого йогина нет желаний, потому что о каком желании мы можем говорить, если не успеет он о чем-то подумать - хоп, оно уже тут как тут. А мы с вами - обычные люди, для нас желания являются топливом, которое в нашей паровозной топке сгорает и заставляет нас двигаться, оттачивать разум, работать над собой. И если этого движения нет, то мы не разовьем свой разум, мы даже саму концепцию самадхи не поймем. Так что желание - вещь чрезвычайно важная и полезная, другое дело, чтобы не желания нами управляли, а мы грамотно их направляли.

Вопрос: Как бороться с жадностью?

Можно сделать показательный поступок. Показательный не для окружающих, а для себя, это приносит результат.

У меня был ученик, иногородний, пока учился в Москве, жил в общежитии. За время московской жизни у него накопилась уникальная библиотека книг по йоге. И вот, пора уезжать, а что делать с книгами? На себе не утащишь, а выбросить невозможно! Объективно, в большей степени это была жадность, нежели его необходимость в этих книгах. И вот, сначала он нагрузил книги в авоськи, пришел в библиотеку, где он учился, и, скрепя сердце, пытался их отдать, мол, возьмите. В результате у него эти книжки не приняли, потому что библиотека - учреждение бюрократическое, сразу возникли вопросы: что за книги, откуда, почему не учтены, номера на них нет. И тогда он сделал следующее: пошел в доступный читальный зал и два стеллажа этими книгами заполнил. Просто так, из ниоткуда вдруг взялись книги для всех желающих, любой мог подойти, поинтересоваться. Прошло время, и поскольку у него высвобождение ассоциативных связей произошло, то и жизнь его изменилась. А дальше произошел очень интересный случай. Ему понадобился справочник, достаточно редкий, из тех, что он пожертвовал, и тут он дал слабину, пожалел, подумал, что надо было хоть его оставить. И начали происходить совершенно фантастические вещи. Ему эти справочники, именно такие же, стали попадаться везде. Он в «Букинист» - хоп, стоит! Квартиру кто-то из его друзей покупал, шмотки старых хозяев смотрел, опять там этот самый справочник. Вот так Вселенная показала ему. Понятно, во всем надо здравый смысл соблюдать, в практиках тоже, и если есть вещь, в которой вы действительно жизненно нуждаетесь, поступайте разумно.

Еще случай расскажу про йогиню, которая тоже была из другого города и как-то приехала домой, смотрит, а там просто закрома родины какие-то, вплоть до того, что туалетная бумага на полках с советских времен на случай войны стоит, еще ГОСТовская водка, консервы. Она взяла и выбросила всё это. Одна треть полезной площади квартиры тут же освободилась. Вот от такого шмотья иногда можно ритуально избавиться.

Вопрос: Эта техника к нематериальному также относится?

Да, безусловно. Но наш мир так хитро сделан, у нас ограниченные способности по работе с тонким, нам легче работать с грубым. Поэтому для того, чтобы здесь отказаться от чего-то нематериального, сначала это нематериальное хорошо бы обличить во что-то материальное. А потом, отказавшись от этого материального, вроде как отваливается и нематериальное. Многие современные психотехники, да и все древние колдовские обряды, на этом построены: «О, я вижу бестелесную сущность, сейчас я помещу ее в это яблоко, а яблоко это мы съедим». Выстраивается цепочка ассоциативных связей от чего-то трудно улавливаемого к осязаемому. Я по телевизору видел, как продавали куклы вуду французского президента, в надежде ему навредить. В йоге есть очень хороший ритуал бриться налысо, одно время это было популярно, якобы вместе с волосами от всей своей негативной кармы избавляешься, от мыслей дурацких, которые пропитали волосы. И теперь как буддийский монах – голова, как коленка. Особые адепты любят еще и бриться, хотя этого традиция не требует.

Вопрос: А если делать добрый поступок и десятину своего материального дохода жертвовать кому-то, кто нуждается?

Друзья, есть более цивилизованная форма, правда, я боюсь произносить ее в нашей стране - платить налоги. В чем функция любого государства? Собирать с нас какую-то часть доходов и перераспределять ее тем, кто в ней нуждается. И если вы честно платите налоги, то это и подразумевает десятину. Но вы понимаете, что чем более отсталая страна, тем более абстрактным становится понятие «сбор налогов». А иногда такого понятия нет вообще, и всё держится на благотворительности. Например, пока Индия не обрела независимость, там было много состоятельных раджей, которые заботились о сохранении йоги. Они финансировали переводы с санскрита на европейские языки, поддерживали мастеров, Учителей йоги. А когда Индия обрела независимость, началась страшная резня на религиозной почве, просто средневековая ситуация, когда убивали всех: и младенцев, и женщин. Потом, как вы знаете, образовалось два государства – Пакистан и Индия, резко поменялся финансовый расклад. Магараджи сказали: «Ребята, нас государство обложило такими налогами, что приходится недвижимость продавать. Раз так, то пускай оно само заботится о йоге!» И понятно, что в 40-50-е годы ХХ в. никто о йоге не заботился, что и привело к резкому провалу.

У меня был один знакомый финансист, очень серьезный человек, он имел большой пакет доверительного управления (это когда кто-то другой ему дает деньги, которыми он должен правильно воспользоваться). И вот, смешно сказать, правильно потратить деньги, заставить их работать, приумножаться - проблема гораздо большая, чем их просто заработать. Аналогичным образом, если вы получили какие-то деньги, то должны решить, будет ли более эффективно взять десятину и бомжей накормить или, скажем, спонсировать какое-то движение йоги, а, может, книгу по йоге издать. Таких «или» всегда много, и делать выбор - очень тяжелое занятие. В свое время Открытый Йога Университет начался именно с пожертвований, со спонсорских денег.

Вопрос: Если у близкого вам человека имеется большое скопление ненужных вещей, о которых он не вспоминает, но и выкинуть не решается, будет ли помощью выкинуть их за него?

Ой, друзья, скользкая тема, позволю себе еще один случай рассказать. Был у меня ученик, который пошел как раз по такому пути. Приехал к родственникам, увидел, что квартира у них похожа на склад времен подготовки к войне. И начал всё выбрасывать, помочь решил. В результате, не знаю про положительный эффект, но отрицательный был получен точно: жадность в этих людях возросла еще больше. С криками: «Выкинул всё, что нажито!» мертвой хваткой вцепились они в то, что осталось. Получилось, что он своими неумелыми движениями спровоцировал в людях страх, который усилил жадность.

Вопрос: В Индии есть известный всем Саи Баба…

Друзья, давайте с вами договоримся, у нас в школе йоги есть джентльменское положение: мы не касаемся других школ йоги, поэтому давайте без имен.

Вопрос: Я могу абстрактно. Почему люди относятся с большим доверием к тем Учителям, которые не располагают материальными богатствами, живут в аскетизме, с минимумом вещей? Богатым, материально обеспеченным людям, которые живут в роскоши, но при этом несут какие-либо знания, массы доверяют меньше. Почему так происходит?

Интересный вопрос, почему люди больше доверяют бессребреникам, нищим садху. Вы знаете, это очень серьезная тема для размышления, но мне кажется, что всё как раз наоборот. А правильнее сказать, что здесь вопрос личностей, потому что настоящий йог может жить с чашей в руках, а завтра стать миллиардером и одинаково спокойно управлять миллиардами так же, как вчера - своей чашей для еды. В свое время Вивекананда приехал в Америку, в результате вся Америка занимается йогой, но он прекрасно управлялся с любыми потоками, в том числе и финансовыми. Опять же, представьте себе бедного садху, который пропагандирует истины, но бродит по тропам, на которые европейцы не заходят, за год к нему от силы один–два человека придут. Да, они уйдут просветленные, но основная масса приезжих встречает совсем других садху, которые профессионально курят травку, занимаются попрошайничеством, изображают из себя великих святых, но ими не являются. К слову о попрошайках: дашь им чего-нибудь, они начинают: «Желаю тебе здоровья, богатства». Да какое ты мне здоровье пожелать можешь, если себе его не выпросил, если мне такое же, как у тебя, здоровье придет… Нет у меня доверия к их словам.

Друзья, помните, йога – это, в первую очередь, Первый и Второй принципы. Если, согласно Второму принципу йоги, надо будет завтра разбогатеть и это станет примером для того, чтобы все занялись йогой, надо будет богатеть. Если послезавтра надо будет стать бедным для того, чтобы дать пример, надо стать бедным. Поэтому истинный йог должен быть готов и к богатству, и к бедности, лишь бы это помогло людям!

Скачать текст лекции в формате WORD


Если видео на youtube не работает, вы можете посмотреть лекцию здесь:

">

Адрес Школы Йоги: Сайт: www.openyoga.ru

Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами). Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.

Последнее изменение: пятница, 6 сентября 2019, 23:57